Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» ПРИНЯТО на Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 2 «Красная шапочка» (Протокол от 25.08.2023 г. №1) Принять с учетом мнения Родительского комитета от 25.08.2023 г., протокол №1 УТВЕРЖДЕНА Заведующим МБДОУ «Детский сад № 2 «Красная шапочка» _______________Ю.В.Мандрова (Приказ от 25.08.2023 г. № 100) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ_ЛОГОПЕДА МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» По работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющие нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта Составитель: Учитель-логопед, Абрамова Елена Викторовна, 1 кв.к. ГО «Город Лесной» 2023г. 1 Содержание программы I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………..……..…..……...3 1.1. Пояснительная записка ………………………………………………….…………….…....3 1.2 Цели и задачи программы………………………………………………………………...…4 1.3 Принципы и подходы……………………………………………………………………......5 1.4 Характеристика контингента воспитанников………………………………………………6 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………….……………..10 2.1. Общие положения…………………………………..………………..…………..…. 10 2.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса…………...……………13 2.3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе…………………….....18 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………….…………..25 3.1. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда…………………………………………………………………………...…......25 3.2. Планирование коррекционно-развивающей работы……………………...……….….…….26 3.2. Мониторинг достижений…………………………………………………….………...…......30 Приложения………………………………………………………………………........................34 Приложение 1. Перспективное планирование работы с детьми с ФФН.......………………....33 Приложение 2. Перспективное планирование работы с детьми с ОНР......…………………..34 Приложение 3. Планирование индивидуальной работы по звукопроизношению……….......38 Приложение 4. Перспективный план работы логопункта…………………………………......42 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации логопедической деятельности с детьми, имеющими нарушения речи. Программа является составным компонентом образовательной программы МБДОУ «Детский сад №2 Красная шапочка» В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый Образования современными РФ, коррекционно-развивающими научно-методическими рекомендациями, программами Министерства инструктивными письмами, представленными в библиографии. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи, Г. А. Каше, Т. Е. Филичева (М.: Просвещение, 1978); Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина (М.: Просвещение, 2010); Типовое положение о ДОО (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2562 от 27 октября 2011 г.) Положением о логопедическом пункте МБДОУ; а также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - может фантазировать вслух, играть звуками и словами; - проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. 3 Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Данная рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 2 «Красная шапочка», отвечает требованиям ФГОС ДО. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с нарушениями речи, может быть успешно реализована при условии включения в коррекционноразвивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. Цели и задачи программы 1.2. Цель Программы - обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Задачи Программы: 1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова). 3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями. 4. Формирование грамматического строя речи. 4 5. Развитие связной речи обучающихся. 6. Развитие их коммуникативности, успешности в общении. 7. Взаимодействие с сотрудниками ДОУ и специалистами субъектов внешней среды. 8. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся. Решение обозначенных задач возможно только при целенаправленном влиянии учителялогопеда и других педагогических работников на развитие ребенка с первых дней его пребывания в дошкольной образовательной организацией во взаимодействии с родителями (законными представителями). 1.3 Принципы и подходы. Программа построена на следующих принципах ДО: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые); 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество ДОУ с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Программа построена на следующих принципах дошкольного образования: 5 - принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой; - принцип развивающего подхода (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; - принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; - принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; - принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; - принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; - принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. 1.4. Характеристика контингента воспитанников Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития; общее недоразвитие речи - 4 уровень речевого развития. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустикофонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности 6 фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Основные проявления, характеризующие ФФНР: недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»; замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»; смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»; другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированностью фонематического восприятия выражается: в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; 7 в затруднениях при анализе звукового состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов: внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой; объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал; отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д. Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом: поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения; могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени; возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера. В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия. ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Такие расстройства могут проявляться: в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д. Чаще всего нарушаются: 1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц 2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ 8 3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) 4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары) Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т). Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий или четвёртый уровень речевого развития. Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных 9 движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексикограмматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения. II. Содержательный раздел. 2.1.Общие положения. Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушения речи. Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка. Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации. В основе деятельности учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений на данный момент лежат традиционные, классические программы: 1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978. 2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004. 10 3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989. 4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991. 5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004. Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Научная обоснованность Данная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е. Веракса, Н.В. Микляева, Ж.М. Глозман, С.Н. Шаховская, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева, С.В. Коноваленко, Н. Нищева и т.д.), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, а также о специфике оказания коррекционноразвивающей помощи детям дошкольного возраста. В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи: 1. У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам. 2. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. B основе потребности говорить ребёнка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик. 3. Побуждение к речевому высказыванию возникает y ребёнка под влиянием эмоционального переживания воспринятого. 4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребёнком пpи ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов y детей дошкольного возраста. 11 B программе реализуется идея комплексного сопровождения ребёнка с нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении (Л. Шипицына). Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностнодеятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного и, умственного и речевого развития. Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, системности, обходного пути, обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности), интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса. В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в схемах взаимодействия. Таким образом, эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. 12 2.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса. Этапы Задачи этапа Результат 1 этап 1. Сбор анамнестических данных посредством исходно- изучения медицинской и педагогической Определение диагностический документации ребёнка. структуры 2. Проведение процедуры психолого-педагогической и речевого дефекта логопедической диагностики детей: исследование каждого ребёнка, состояния речевых и неречевых функций ребёнка, задач корр. уточнение структуры речевого дефекта, изучение работы, личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. 2 этап 1. Определение содержания деятельности по календарно- организационно- реализации задач коррекционно-образовательной тематического подготовительный деятельности, формирование подгрупп для занятий в планирования соответствии с уровнем сформированных речевых и подгрупп. занятий; неречевых функций. планы 2. Конструирование индивидуальных маршрутов индивидуальной коррекции речевого нарушения в соответствии с работы; учётом данных, полученных в ходе логопедического взаимодействие исследования. специалистов ДОУ 3. Пополнение фонда логопедического кабинета и родителей учебно-методическими пособиями, наглядным ребёнка с наруш. дидактическим материалом в соответствии с речи. составленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности педагогов ГБОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. 3 этап 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, Достижение 13 коррекционно- подгрупповых коррекционных программах. определённого развивающий 2. Психолого-педагогический и логопедический позитивного мониторинг. эффекта в 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и устранении у характера коррекционно-педагогического влияния детей отклонений субъектов коррекционно-образовательного процесса в рече-вом развитии 4 этап 1. Проведение диагностической процедуры Решение о итогово- логопедического исследования состояния речевых и прекращении диагностический неречевых функций ребёнка – оценка динамики, логопедической качества и устойчивости результатов коррекционной работы с работы с детьми (в индивидуальном плане). ребёнком, 2. Определение дальнейших образовательных изменении её (коррекционно-образовательных) перспектив детей, характера или выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями продолжении речи. логопедической работы. Первый этап: диагностика Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития. Учителя - логопеды проводят обследование с 1 по 15 сентября и 15 по 25 мая. • Исследование неречевых психических функций; •Сбор анамнестических данных; •Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом. Второй этап: подготовительный (4-12 занятий) Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. • развитие органов артикуляции; •развитие слухового внимания и слухового контроля; •развитие звукового восприятия Третий этап формирования первичных произносительных умений и навыков (20-50 занятий) Цель: постановка, автоматизация, дифференциация звуков. •коррекция дефектов произношения; 14 • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе; •развитие психических функций; •развитие мелкой моторики, органов артикуляции. Четвёртый этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи. При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы: Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): номинативный словарь; предикативный словарь; словарь признаков; числительные и местоимения; навыки словообразования. Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): словоизменение; согласование. Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): пересказ; рассказ по серии сюжетных картин; рассказ по сюжетной картине; составление описательного рассказа с использованием схем; творческий рассказ. Количество занятий, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек). Для организации коррекционной работы дети делятся на подгруппы с однородными нарушениями речи. Периодичность занятий с подгруппами детей зависит от степени тяжести речевого нарушения: -подгрупповые занятия для детей с ОНР различной клинической обусловленности проводятся не менее 3 раз в неделю; 15 -подгрупповые занятия с детьми с ФФНР проводятся не менее 2 раз в неделю; -подгрупповые занятия с детьми с ФНР проводятся не менее 1 раза в неделю. Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года. Направления работы Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса: * Психолог: - психодиагностика; - выявление компенсаторных возможностей; - тренинговые упражнения. *Логопед: - диагностика, постановка и автоматизация звуков; - развитие фонематического слуха; - речевое и языковое развитие. *Родители: 16 - выполнение рекомендаций всех специалистов; - закрепление навыков и расширение знаний. *Музыкальный руководитель: - элементы логоритмики; - постановка диафрагмально-речевого дыхания; - развитие координации движений; - музыкотерапия; - развитие общей и мелкой моторики. *Воспитатель: - автоматизация звуков; - развитие фонематического слуха; - расширение словаря; - развитие связной речи. *Инструктор по физической культуре: - развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях; - интеграция речевой и двигательной функции; - развитие основных видов движения. Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели: Направления коррекционно-развивающей работы учителя логопеда на логопункте МБДОУ «Детский сад № 2 «Красная шапочка» Нарушения устной речи Направления коррекционной работы Фонетическое недоразвитие речи - коррекция звукопроизношения Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - развитие фонематического восприятия; - совершенствование слоговой структуры слов; - коррекция звукопроизношения Общее недоразвитие речи -Пополнение словаря -Совершенствование грамматического строя -Совершенствование связной речи -Развитие фонематического восприятия -Совершенствование слоговой структуры слов - Коррекция звукопроизношения 17 2.3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе Образовательная Задачи Вид деятельности область координированность и - пальчиковая гимнастика Физическое развитие Развивать точность действий. - речь с движением Формировать правильную осанку при - физкультминутки посадке за столом. Расширять знания о - беседа строении артикуляционного аппарата и его функционировании. Воспитывать активное произвольное - игровые ситуации Речевое развитие внимание к речи, совершенствовать - мини инсценировки умение вслушиваться в обращенную автоматизация речь, понимать её содержание, слышать поставленных звуков в ошибки в своей и чужой речи. стихотворных текстах, Совершенствовать умение «оречевлять» рассказах игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках 18 Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. Развивать графомоторные навыки. Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. составление описательных рассказов автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами - пальчиковая гимнастика - дидактические игры и упражнения Усваивать моральные и нравственные нормы и ценности принятые в обществе. Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками. Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Учить соблюдать технику - беседа автоматизация поставленных звуков в связной речи - поручения игры с мелкими предметами - автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов) - штриховка - настольно-печатные дидактические игры - театрализованные игры -автоматизация составленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи 19 безопасности. Закреплять правила - подготовка к занятию поведения на улице, с бездомными рабочего места и животными, с бытовыми приборами. поддержание его в порядке. Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее: ребенок умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, соблюдать ритм речи и интонацию; дифференцировать на слух гласные и согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; выделять первый и последний звуки в слове; положение заданного звука в слове; придумывать слова на заданный звук и правильно воспроизводить цепочки из 3—4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполнять звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры; ребенок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи; подбирает однокоренные и образовывает новые слова; согласовывает слова в числе, роде, падеже; исправляет деформированное высказывание; самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок; пересказывает тексты, используя развернутую фразу; педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционнообразовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате чего у ребенка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь; сформирован грамматический строй речи; 20 достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников. Задачи: Обследование воспитанников МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком. Привитие детям навыков коммуникативного общения. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий. Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению. Формирование у педагогического коллектива ГБОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды. Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье). Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями. Диагностическая работа Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детейлогопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая 21 литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации: Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы. Коррекционно-развивающая работа Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, ОНР (III, IV уровень речевого развития). Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. работа осуществляется на При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, 22 преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов. Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. В соответствии СанПин продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МБДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. 23 Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР III, IV ур. – 1-2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. ФН – 2 раза в неделю; ФФНР – 2 раза в неделю; ОНР III, IV ур. речевого развития – 2-3 раза в неделю. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: совершенствование мимической моторики. совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика). развитие артикуляционного и голосового аппарата; развитие просодической стороны речи; формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов; уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи; формирование грамматической и синтаксической сторон речи; развитие диалогической и монологической речи. 24 Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения. Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков. Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе: — организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; — обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятиях; — учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка; — дыхательная гимнастика; — пальчиковая гимнастика; — артикуляционная гимнастика; — физминутки. III. Организационный раздел 3.1. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда 1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001. 2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008 3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001. 4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996. 5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985. 6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000. 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально – подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998. 9. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001. 10. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997. 25 11. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996. 12. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008. 13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994. 14. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999. 15. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009. 16. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999. 17. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. 18. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001. 19. 5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002 20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия 21. в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: ГномПресс,. 1999. 22. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003. 24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего 26. вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008. 3.2. Планирование коррекционно-развивающей работы Блок I «Коррекция звукопроизношения» Направление коррекционной работы Содержание коррекционной работы Количество часов I этап. Подготовительный. 1.Общая - Развитие мелкой моторики. артикуляционная - Развитие физиологического и речевого дыхания. 4-12 26 гимнастика. - Выработка плавного и длительного выдоха. 2.Специальный - Работа над силой выдоха. комплекс - Активизация познавательных процессов. артикуляционных - Развитие слухового внимания, памяти. упражнений. - Развитие фонематического восприятия ( см. блокII) II этап. . Формирование произносительных умений и навыков 1. Знакомство с - Развитие пространственной ориентировки. артикуляцией - Развитие мелкой моторики. звука. - Развитие тактильного восприятия. 2. Коррекция - Развитие зрительного внимания. звука. - Развитие зрительного восприятия. 3.Автоматизация - Развитие зрительной памяти. поставленного - Развитие слухового внимания. звука: - Развитие фонематического восприятия ( см. - в слогах; блокII). - в словах; - Развитие восприятия ритмико-слоговой - во фразе; структуры слова. - в предложении; - Развитие фонематических процессов (анализа, - в тексте; синтеза, представлений - см. блокII) - в пословицах, - Развитие слухоречевой памяти. поговорках, - Развитие логического мышления. стихах; - Активизация словарного запаса. - в скороговорках; - Развитие навыков словообразования. -в спонтанной речи - Развитие навыков словоизменения. 20 - 50 - Развитие связной речи. - Формирование языкового чутья. - Развитие навыков самоконтроля Итого 24 - 62 Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи». Темы Количес- Содержание работы тво часов Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений. 1. Активация слухового внимания 1 Игра «Найди игрушку»(со звучащими игрушками), «Узнай по голосу»(узнать с завязанными глазами голос знакомого 27 ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п. 2. Выделение звука из 1-2 ряда других звуков Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. 3. Выделение звука на 1-2 фоне слога Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам 4. Выделение звука на 1-3 фоне слова Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками 5. Вычленение звука 1-3 Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д. 6. Определение места звука в слове 1-3 Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука 28 7.Определение положе- 2-4 Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок ния звука по отноше- должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и нию к другим звукам после выделенного звука 8. Определение 2-4 Логопед произносит слово, ребенок последовательно последовательности произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, звуков в слове. чтобы не создавать у детей дополнительных ттрудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со смешиваемыми звуками 9.Определение порядка 2-4 Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку следования звуков в нужно определить, каковым по порядку следования является слове этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук 10.Определение 2-4 Педагог произносит слово, ребенок определяет количество количества звуков в составляющих его звуков. На первых этапах работы слове подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения 11. Составление слов 2-4 Педагог в должной последовательности раздельно произно- из заданной последо- сит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия вательности звуков формирования этой операции могут иметь разную (фонематический сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной синтез паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков 12.Операции 4-8 Собственно дифференциация фонем фонематических - выделение звука на фоне слова; представлений - различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи 29 Формирование фонематических обобщений - раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; - придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» ридумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах с последующим объяснением их значений; - разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); - выбор должного слова с опорой на контекст Итого 3.2. 20-42 Мониторинг достижений Система получения точных данных о деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителемлогопедом, и на ее основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения. Мониторинг проводится в целях: • выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОО Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации; • определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционнообразовательного процесса; 30 • качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осу ществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта; • развития логопедической помощи, своевременного предотвращения не благоприятных и критических ситуаций. Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по двум направлениям: I. Работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ. П. Работа с детьми логопункта. I направление. Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители и т. д.). II направление. С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети, посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников, занимающихся на логопункте Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая. Цели обследования: 1. Выявить детей, имеющих нарушения речи. 2. 2. Зачислить детей на логопункт с учетом выявленных нарушений 3. Провести качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности. В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты. 1. Фонематическое восприятие. 2. Артикуляционная моторика. 3. Звукопроизношение. 4. Сформированность звукослоговой структуры. 5. Навыки языкового анализа. 6. Грамматический строй речи. 7. Навыки словообразования. 8. Понимание логико-грамматических конструкций. 9. Связная речь. Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста О. Б. Иншаковой, элементы методики Т. А. Фотековой. Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга. Приемы диагностического изучения: 31 - сбор анамнестических данных; - беседы с родителями; - наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментов, в игре; - беседа с детьми; - беседа с воспитателями. Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту. 32 Приложение 1 1.1. Перспективное планирование работы с детьми страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи Постановка произношения звуков Диагностика Введение звуков в поставленную речь Речевой материал I этап речевых и Изучение неречевых анамнестических сведений. функций ребенка Логопедическое заключение Формирование II этап Артикуляционные артикуляторной Формирование и развитие артикуляторной упражнения. базы базы, развитие и совершенствование Упражнения сенсомоторных функций, психологических для развития психических предпосылок и коммуникабельности, процессов Диагностика по психических функций. Сбор Фотековой и задания готовности к обучению. Постановка звуков, Составляется из III этап их Введение в речь первого поставленного звука; правильно произносимых автоматизация а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в звуков Дифференциация словах, фразах, в тексте; Насыщается вновь звуков сходных б) устный анализ и синтез слов. поставленным звуком. Из по звучанию в) дифференциация изученного поставленных раннее звуков. и упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они) Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки. 33 Автоматизация IV этап поставленных Участие в беседах по заданной теме, выступление на праздниках, использование в играх, режимных моментах, экскурсиях, труде и т.д. звуков в спонтанной речи. Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться. распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, В таком единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп. Приложение 2 Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-7лет с ОНР III, IVуровня речевого развития, зачисленных на логопедический пункт ДОУ на 2018-2019 уч. гг. (Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие») Направления работы I период Развитие общих Выработка четкого, речевых навыков координированного движения органов речевого аппарата. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). Работа по формированию диафрагмального дыхания. Работа над мягкой атакой голоса. II период Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. III период Продолжить работу над речевым дыханием. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. 34 Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом Звукопроизношение Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). Уточне ние произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа) Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Анализ и синтез Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех, пятисложных слов со сложной звукослоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). Знакомство со звуками [и], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство с буквами И, Л, Р, Ь. Развитие языкового анализа, синтеза, представлений Развитие языкового анализа, синтеза, представлений фонематического, слогового, анализа предложения (подготовительная Знакомство со звуками [с]-[с'], [з][з']; [ц], [ш], [ж], [ш]> [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч. 2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на Обучать звуковому анализу слов из 3—6 звуков без наглядной основы, подбору слов 35 группа) звукосочетаний из 2— 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.) Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.). Подбор слов на гласные звуки. Знакомство с согласными звуками Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Анализ обратных и прямых слогов с изученными звукам (ом, мо и т.п.) Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. материале изученных звуков). Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом). Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова». Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами Познакомить детей с элементарными правилами правописания: а) раздельное написание слов в предложении; б) точка в конце предложения; в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах; г) правописание буквы И после букв Ж, Ш. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв. по моделям. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. 36 Лексика Расширение и уточнение словаря по темам «Осень», «Наш детский сад», «Дикие и домашние животные. Их детеныши», «В мире птиц», «Огород», «Лес. Грибы. Ягоды», «Профессии», «Вежливо о вежливом», «Подводный мир», «Моя страна Россия», Грамматический строй Отработка падежных речи (по лексическим окончаний имен темам периода) существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п. Согласование числительных два и пять с существительными. Расширение и уточнение словаря по темам: «Моя семья», «Игрушки», «Зимние забавы», «Новый год», «Рождество», «Дни благодарности и доброты», «Зима», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «ОБЖ», «Для чего нужны инструменты», Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Самая лучшая мама на свете», «Русские обычаи и традиции», «Вода и ее свойства», «Человек. Части тела», «Космос», «Детская книга», «Береги свою планету», «День Победы». Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Согласование существительных с числительными. Образование названий детенышей животных. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, изпод), закрепить правильное употребление предлогов. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый). Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения 37 Развитие связной речи Составление простых распространенных предложений. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучение составлению описательных рассказов по различным лексическим темам с использованием опорных схем и мнемотаблиц. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). предложения с предлогами с использованием символов предлогов. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. (пароход, самолет, кашевар). Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. Приложение 3 Планирование индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте на 2023– 2024 учебный год Содержание: Содержание программы разделено на 2 блока: Блок I. Коррекция звукопроизношения. Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи. Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. 38 Блок I «Коррекция звукопроизношения». Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы: I этап – Подготовительный (4-12 часов). Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика); г) развитие мелкой моторики; д) развитие физиологического и речевого дыхания; е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж). Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки коррекционной работы. Поэтому она требует максимального звуков и всей внимания логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко 1998) II этап. . Формирование произносительных умений и навыков (6-36 часов) Задачи - устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука; - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. На этом этапе осуществляется: 1. Знакомство с артикуляцией звука; 2. Постановка звука; 3. Коррекция звука; 4. Автоматизация поставленного звука. Постановка звуков проводится в такой последовательности: 1. Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`]. 2. Шипящий [ш]. 3. Соноры [л], [л`]. 4. Шипящий [ж]. 39 5. Соноры [р], [р`]. 6. Аффрикаты [ч], [ц]. 7. Шипящий [щ] Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998). Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей. Автоматизация поставленного звука осуществляется: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в собственном связном высказывании. Автоматизация поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности: а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998) Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико-грамматический строй речи и фонематические процессы), то необходимо их развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью. Данное положение отражено в тематическом плане данного блока. 40 Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной выполнения методических установок, важнейшими из степени зависит от которых являются следующие (Богомолова, 1994): 1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение. 2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала. 3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь. 4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий. Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи». После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорнобытовую речь. (Богомолова, 1994) В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995): - активизация слухового внимания; - выделение звука на фоне других звуков; - выделение звука на фоне слога; - выделение звука на фоне слова; - вычленение звука; - определение места звука в слове; - определение положения звука по отношению к другим звукам; - определение последовательности звуков в слове; - определение порядка следования звуков в слове; - определение количества звуков в слове; - составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез); - операции фонематических представлений. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 41 1998): [С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш]; [Ж-3], [Ж-Ш]; [Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ]; [Щ-С'], [Щ- Т'], [Р-Л], [РР'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л]. Приложение 4 Перспективный план работы логопедического пункта МБДОУ «Детский сад «Красная шапочка №2» Основные задачи логопедического пункта: 1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. 2. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей детей, посещающих детский сад №2. № п/п Направление и содержание работы Сроки проведения 1. Организационная и профилактическая работа 1.1 Обследование речи детей 6-7 лет для зачисления на логопункт, предоставление списка зачисленных детей. До 15 сентября 1.2 Профилактическое обследование речи детей 3—4 лет, консультирование родителей и воспитателей Оформление речевых карт детей Оформление тетрадей для домашних заданий Выявление детей 4—6 лет с тяжелыми речевыми нарушениями и направление их на ПМПК Составление отчета в УО о работе логопункта за учебный год Сентябрь 1.3 1.4 1.5 1.6 Сентябрь— Октябрь октябрь Сентябрь— январь Май 2. Образовательная работа 2.1 Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, зачисленными на логопункт Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница в течение года 3. Работа с родителями 42 3.1. Индивидуальные консультации. В течение года 3.2 Консультации для родителей «Как подготовить ребенка к обучению школе?» (подг.гр) «Как правильно произносить звуки» (ст.гр.) Упражнения для развития речи детей (ср.гр.) Игры на развитие словарного запаса (мл.гр) октябрь ноябрь февраль апрель Родительские собрания. Нарушения речи у дошкольников. Основные направления коррекционно-логопедической работы. Сентябрь 3.3 На пороге школы Май 3.4 Заполнение индивидуальных тетрадей. Еженедельно 3.5 Обучающие занятия-практикумы. В течение года 3.6 Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей. 3.7 Листовки, папки-передвижки, оформление логопедического уголка для родителей, размещение информации на сайте МКДОУ 3. Работа с педагогами Консультации для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах: 1.Обсуждение результатов логопедической, психологической и сентябрь педагогической диагностики детей, зачисленных на логопедический пункт. 2. Консультации: «Использование эффективных методов и приёмов в работе с «неговорящими» детьми». декабрь «Игры и упражнения на развитие связной речи у детей 5-6 март лет» 43