Песочные превращения

Паспорт программы
Полное наименование
программы

«ПЕСОЧНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Руководитель

МБДОУ «Детский сад № 2 « Красная шапочка»
Сорокина Татьяна Юрьевна

Организация исполнителя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 2 «Красная шапочка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей»

Адрес организации исполнителя

624203, Свердловская область, г. Лесной, ул. Пушкина, 27А

Телефон

8(34342) 4-78-43; 8(34342) 6-86-03;

ФИО, должность составителя

Сапатова Ольга Вячеславовна

Целевая группа

Дети дошкольного возраста

Цель программы

Направленность

Создание условий для вовлечения дошкольников и младших
школьников в мир песочной фантазии, овладение техникой
рисования песком на световой поверхности, овладение
навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе
с песком
Художественно - эстетическая

Вид программы

Составительская

Уровень реализации

Дополнительное образование

Уровень освоения

Общекультурный

Краткое содержание программы

Данная программа поможет ребенку развить образное,
пространственно-ориентационное мышление, воплотить
конкретную идею в материальный объект
с применением творческой фантазии и конкретных знаний
законов построения моделей.

Структура программы

№ п/п
I
1.1
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3
1.1.4
1.2.

II
2.1.
2.2.
2.3.

Наименование раздела
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Принципы и подходы
Концепция Программы
Значимые характеристики детей
Планируемые результаты
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Блочно-модульная модель реализации содержания программы
Учет возраста детей при реализации содержания программы
Виды детской деятельности и культурные практики

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
Организация предметно-пространственной среды
Кадровые условия реализации Программы

4.
5.

Планирование образовательной деятельности
Режим дня и распорядок

IV

Список литературы

III
1.
2.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
На современном этапе художественно – эстетическое развитие дошкольника является
наиболее актуальным, так как именно в дошкольном детстве закладываются фундамент
творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется
духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где
ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем – то стихотворения,
песни, танцы. Освоение техники рисования песком позволяет обогащать и развивать внутренний
мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать
чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий
невидимое видимым.
Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что в свою
очередь, обеспечивает продуктивной деятельности творческий характер.
В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается
мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того,
чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых,
доставляющий удовольствие детям. Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь
шершавость, создает в процессе рисования условия для вхождения ребенка – дошкольника в
расслабляющее и снимающие стрессы медиативное состояние.
Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые
шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в
пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим
музыкальным

сопровождением.

Этот

необычный

вид

искусства

называется Sand-art,

т.е.«искусство песка». Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени».
Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно
из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный
процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным.
Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.
Современные исследования доказывают, что занимаясь рисованием песком, ребенок не
только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и
расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в
обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить,
анализировать, обогащать. А эти качества нужны любому человеку.
1.2. Цели и задачи Программы

Программа дополнительного образования «Песочные превращения» предназначена для детей
дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Цель программы: психолого-педагогическая поддержка художественно-творческого и
эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности
Задачи программы:
Обучающие
1. Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.
2. Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации.
3. Знакомить детей с техникой рисования песочном планшете - «Sand-Art».
4. Знакомить дошкольников с изобразительным материалом – песком, его видами,
свойствами, возможностями использования песка в жизни человека.
5. Посредством арт-терапевтических игр и упражнений способствовать гармонизации
эмоционально-психических состояний детей.
Развивающие
1. Формировать у дошкольников базовые умения и навыки рисования на песочном планшете:
плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук, координировать
движение руки и глаза
2. Овладение техническими умениями: регуляцией силы движений, определенная амплитуда,
скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление руки при рисовании,
гармоничное сочетание линий, света и тени.
3. Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей, правильные
пропорции частей, используя разные оттенки света и тени.
4. Развивать художественный вкус.
5. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи
между изображаемыми предметами.
6. Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в
изобразительной деятельности.
7. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную
координацию и межполушарное взаимодействие.
8. Развивать познавательные способности дошкольников (внимания, образного мышления,
творческого воображения).
9. Развивать речь способности детей к сочинению сказок, историй.
10.Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательные
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем
мире.
3. Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной
деятельности.
4. Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
Методы и приёмы:
• беседы;
• практические методы (показ);
• игровые;
• использование ИКТ;
• наглядный.
Технические приёмы рисования песком:
• рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью,
мизинцами,
• несколькими пальцами одновременно,
• симметрично двумя руками,
• насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего,
• скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и
круговые движения;
• выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро;
• создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами
ладоней всевозможные узоры.
Формы работы:
- Индивидуальные игры.
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются
прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
- Групповые игры.
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е.
умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Принципы и подходы
Данная программа построена с учётом ФГОС ДО базируется на принципах дошкольного и
школьного образования:

1. Сохранение разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека.
2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
3. Уважение личности ребёнка.
4.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего
образования.
5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
6. Интеграции образовательных областей.
Содержание деятельности занятий
Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой
поверхности с детьми предусматривает три цикла:
-1 –й начальный – знакомство с песком;
-2-й сюжетное рисование, развитие воображения;
-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.
Каждое занятие с детьми в студии состоит из подготовительной, вводной, основной и
заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с
детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики,
наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания
эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том,
кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое
развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования
песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают
на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из
важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с
самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего
мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки,
завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки
на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника;
сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков. В процессе
обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности,
оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание,
соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого
замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура,
задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее,
светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Обязательным является проведение физкультминутки (10-15 мин в зависимости от физического
состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков
сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
1.1.3 Концепция Программы создание психолого-педагогических условий для общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
1.1.4.

Значимые характеристики детей

Изменения в сознании детей 5-7 лет характеризуются появлением так называемого
внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме,
а не только в наглядном плане. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее
завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем
поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает
личностное).
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности
всех психических процессов.
 Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться
ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных
признаков.
 Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8
предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
 Память. Дети подготовительной группы умеют рассматривать предметы, могут вести
целенаправленное наблюдение, что способствует возникновению произвольного
внимания, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная
память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и
вспомнить. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной
(опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания.
 Ведущим в этом возрасте по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу
дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно
предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
 Начинается развитие понятий.
 Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить
решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных
обобщений.
 Активизируется функция воображения — вначале воссоздающего, а затем и творческого
(благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный
для развития фантазии.
 Продолжает развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная
речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и
характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются
хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
1.1.

Планируемые результаты
*развитие зрительного и слухового восприятия;

*развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные
пропорции частей, используя оттенки света и тени;
*обучение созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
*развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
*развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком;
*развитие творческого воображения и творческих способностей;
* овладение навыками конструктивного общения.
Ожидаемый результат:
Ребёнок должен иметь представления и знать.
 Основные техники песочного рисования.
 Общую информацию об истории искусства песочной анимации современных художников
и песочными картинами выполненными другими детьми.
Ребёнок должен владеть следующими графическими умениями и навыками.
 Умение видеть красоту в окружающем мире и передавать её, используя песочную технику.
 Умения использовать выразительные возможности графических средств: точки, штриха,
линии, пятна.
 Умение линейного рисования на песке при создании графических композиций
 Умение ориентироваться на песочном планшете, заполняя его песком в разной
пространственной ориентации ( по вертикали и по горизонтали) в зависимости от
композиции направлениях с использованием графических средств рисования.
 Умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между
изображаемыми предметами.
 Навык координации системы «рука-глаз» при рисовании песком и на песке.
 Умение создавать композиции по сюжетам сказок и историй.
 Умение использовать основные приёмы рисования на песочном световом планшете:
«отпечатки», «рисование», «по песку», «рисование песком».
 Навык плавности, точности движения руки, регуляции силы движений, определение
амплитуды, скорости, ритмичности.
 Умение изменять размах и направление руки при рисовании песком.
 Умение гармонично сочетать линии, свет и тень.
 Умение работать пальцами обеих рук.
Преимущества использования метода песочного рисования Sand-art (О.Н.Никитина):
1. Простота. Заниматься рисованием на песке можно без специального обучения.
2. Красота, оригинальность. Вызывает интерес у детей и взрослых. Развивает
любознательность, творческую активность.
3. Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения на одной и той же
рабочей поверхности бесконечное множество раз.
4. Оздоровление. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что
способствует развитию сенсорных ощущений, снятию эмоционального напряжения,
расслаблению, приобретению навыков релаксации, гармонизации внутреннего состояния
и фонового настроения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Образовательная деятельность. Занятия проводят на основе разработанной методики О.Н.
Никитиной «Метод Sand-Art». Ресурсы рисования песком Песочные истории. Санкт –
Петербург, 2012г.
Условия обучения: занятия проводятся в профессиональной песочной студии,
оборудованная индивидуальными световыми столами-планшетами со стеклянной поверхностью.
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (5 - 8 человек) раз в
неделю по 30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом (приложение 1),
предусматривающим три цикла:
 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения
рисовать песком;
 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;
 3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветного песка. Темы изобразительной
деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого
замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо
соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с
подсветкой.
Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника
предусматривает:
1. развитие плавности, изящества и точности движений;
2. умения работать кистью и пальцами обеих рук;
3. координации руки и глаза;
4. овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная
амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки
при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Развивающая деятельность.
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения,
которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое
- твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они
помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при
движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными
операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с
развития именно этого вида чувствительности.

Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на
поверхности стола. Эти незатейливые упражнения /Приложение 4/ на самом деле обладают
колоссальным значением для развития психики ребенка.
1. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное
состояние.
2. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой
моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А
это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
3. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать
себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков
позитивной коммуникации.
Описание содержания образовательной деятельности с детьми
1.Знакомство со световым столом, песком. Правила техники безопасности при работе на
песочных столах, при работе с песком. Форма занятий: теоретическая
2.Основные техники рисования песком и основы композиции
Получение начального представления о способах рисования. Основные приёмы насыпания
и техники рисования песком. Что такое композиция и как её понимать. Композиционный центр,
основная фигура.
Выразительные средства композиции: линии, пятно, точка. Средства композиции: симметрии и
асимметрия, пропорции.
Формы занятий: практическая.
Результатом непосредственной образовательной деятельности предусмотрено не только
усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В
основе практической работы лежит выполнение заданий по созданию творческих работ.
В процессе образовательной деятельности для лучшего освоения материала детям
предлагаются тренировочные упражнения, направленные на развитие навыков рисования на
песке, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, воображения и фантазии.
Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия помогают игровые ситуации,
театрализованные игры, музыкальное сопровождение. /Приложение 3/
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной
деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не
только дать начальные представления о способах рисования песком, но и пробудить их
творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
Вводная часть: Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать
положительный эмоциональный фон. Сюда входят ритуалы приветствия, пальчиковые игры,
игры на развитие внимания.
Основная часть: На нее приходится основная смысловая нагрузка. Сюда входит
прослушивание или просмотр сказок, историй, (количество героев и совершаемых им действий
необходимо ограничивать, поскольку перед педагогом не стоит задачи поразить воображение
ребенка, а выявить его реальные возможности последующего отображения на световом столе)

слайдов, игры для снятия эмоционального напряжения, динамические упражнения, важно
создать ситуацию успешности каждому ребенку. Иногда после того как дети наполнятся
впечатлениями, погрузятся в мир сказки, можно приступать к рисованию.
Основная цель - разрядка психического напряжения и выплеск детских переживаний. В
основном дети сами выбирают способ, которым они будут воплощать свои идеи на песке:
руками, пальчиками, кулачками, ладошками. Техника рисования зависит от темы занятия. Дети
могут рисовать ладошками или пальцами, а могут работать двумя руками.
Заключительная часть: Релаксация, самомассаж. Ее основная цель – закрепление
положительных эмоций от работы на занятии и подведение итогов.
В процессе обучения используется профессиональный кварцевый песок для рисования на
стекле, песок WABA FUN Kinetic Sand (цветной песок) для моделирования песочных фигур.
Содержание образовательной и продуктивной деятельности с дошкольниками.
Образовательная деятельность по обучению рисования песком на стеклянной световой
поверхности с детьми предусматривает три цикла:
-1 –й начальный – знакомство с песком; -2-й сюжетное рисование, развитие воображения;
-3-й самостоятельное составление динамических композиций на песке.
Каждое занятие с детьми в студии состоит из подготовительной, вводной, основной и
заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие
педагога-психолога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой
моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания
эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том,
кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое
развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования
песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети
создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из
важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с
самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего
мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки,
завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки
на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника;
сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков. В процессе
обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности,
оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание,
соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого
замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура,
задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее,
светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического
состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков
сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и
предполагает:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление
эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой
деятельности детей
Образовательная область «Социально-коммуникативное» направлено на развитие и
взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к
творчеству.
Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование
познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование
представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира.
Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством
общения между людьми.
Образовательная область «Физическое развитие» - развитие координации движений,
мелкой моторики рук и фалангов пальцев. Активизация волевой сферы. Формирование
правильной осанки.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Для оказания данной услуги используется специально-оборудованная студия, расположенная
в здании 1 /ул. Пушкина 27 «А».




категория обучающихся- дошкольники от 5 до 7 лет;
количество занятий в месяц – 4; в неделю - 1;
организация работы с детьми - подгрупповая (от 5 до 8 детей);
Обеспечение методическими материалами и средствами.

Для реализации рабочей программы необходимы:
оборудование: - световые планшеты/поддоны/столы, материал - кварцевый песок, палочки,
гребешки, пластиковые вилки, массажные мячики.
медиоресурсы: презентации, картотеки игр, наглядно-дидактический материал по темам.

Тематическое планирование занятий по обучению рисование песком для
дошкольников (5-7 лет)
Тематика занятий

Количество

Время

(в неделю)
1. Волшебство искусства Sand Art

1

30 мин

2. Путешествие в мир эмоций

1

30 мин

3. Осенний вальс

1

30 мин

4. Зимние узоры

1

30 мин

5. Морское чудо

1

30 мин

6. Звуки природы

1

30 мин

7. Мой любимый герой

1

30 мин

8. Строим замок из песка

1

30 мин

9. Вот так, чудо! Рисуем волшебные картинки

1

30 мин

10. Итоговое занятие «Мир песочной фантазии»

1

40 мин

(я радуюсь, я волнуюсь, я злюсь, я сержусь, я боюсь,
я расстраиваюсь, я горжусь)

Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном
отделении в коробке на столе (планшете). В процессе обучения дошкольники учатся
формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки
и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие
действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла
используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная
ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети
учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются
передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы
изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого
цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" -голубой и/или синий и т. д. Но
"раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники
полностью овладеют техникой рисования песком.
Условия организации занятий рисования песком с дошкольниками проводятся в
соответствии с САНПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26.
1. Создание доброжелательной и творческой атмосферы для самовыражения и творческой
свободы мысли.
2. Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса ребёнка. 6

3. Образовательный процесс выстраивается с использованием игровых технологий,
направленных на развитие творческого воображения, творческой инициативы и творческих
способностей в процессе рисования песком на стеклянной поверхности, шаблонов рисунка.
4. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
5. Не помещать лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ
со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего
изображения (горизонтальный или вертикальный).
6. Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого
должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна
быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить
вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
7. Выделить для лотка с песком отдельный стол. Специальная конструкция столешницы не
позволяет лотку соскальзывать с ее поверхности. Вспомогательные материалы можно удобно
разместить рядом. Хорошо бы рядом с большим столом расположить маленький столик, чтобы
работать с тактильными досками или с набором для рисования мандалы. 8.Материалы, которые
в данный момент не используются, лучше убирать в специальный ящик.
9. Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или
ящичках на уровне глаз ребенка. Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется
стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги,
гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве
фона для фигур, нарисованных на песке.
10.С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых
можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
11. Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать
стеклянное дно лотка.
12.Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки
случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
13.Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на
пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в
совок для мусора.
14. Хорошо бы подстелить под лоток с песком большое полотенце (однотонное, без всяких
орнаментов и картинок). В конце рабочего дня полотенце можно вытряхнуть или сменить.
15. Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это
самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
16.Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы
гигиенические нормы. Периодически лоток нужно пополнять песком (кварцевый
мелкозернистый).
17.Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это за- висит от характера
их игрового и рабочего поведения. Одни дети мо гут работать самостоятельно и спокойно,
другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится

работать вместе, например, выполняя какие-либо задания. Некоторые любят при составлении
мандалы вносить в нее свои изменения, несмотря на то, что это является результатом
коллективного творчества. Поэтому предварительно необходимо продумать задание и заранее
обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом)
приносит большую пользу и нравится многим детям.
18. Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в
детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.
19.После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно
фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок
просыплется. Это очень удобно для физиотерапевтов, которые работают в различных местах и
предпочитают всегда иметь свой инструментарий под рукой.
Необходимо:
*Создавать творческую проблемную ситуацию и поддерживать творческую инициативу в
поиске правильных, нестандартных решений при создании песочной композиции;
*Ценить уникальную
самоценность детства;

природу

личности

дошкольника

и

младшего

школьника,

* Предварительно обсуждать с детьми порядок работы и чётко следовать установленным
правилам;
* До начала и после завершения занятия соблюдать меры гигиены ( мытьё рук с мылом);
* Категорически нельзя бросаться песком;
*Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки; * По завершении занятия убрать
своё рабочее место.
4. Кадровые условия реализации Программы
Занятия в арт-студии «Песочные превращения» с детьми дошкольного возраста организует
Ольга Вячеславовна Сапатова, воспитатель 1 квалификационной категории.
5. Режим дня и распорядок
Расписание игр-занятий составляется в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста и
учётом непосредственно образовательной деятельностью реализуемой во II половине дня.

6.Список литературы
1.Федеральный закон и 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России» от 17 ноября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
стандарта дошкольного образования».
3. Методическое обеспечение: Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб.,
2003. 4.
4. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ:
учебно-методическое пособие. -СПб.: ООО Издательство Детство- Пресс, 2011.
5. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком.- Журнал « Старший
воспитатель»-М., 2012г.-№5.
6.Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного
возраста// Пед. технологии.-2010.- №2.
7.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.-СПб, 1998.
8.Грабенко Т.М., Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры.-СПб, 2002.
9. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010.
10.Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.
11.Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.-М.,
2003.

12.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М., 2010.
13. Э.Крейри Я злюсь.-СПб, 1995.
14. Э.Крейри Я горжусь.-СПб, 1995.
15. Э.Крейри Я расстраиваюсь.-СПб, 1995.
16. Э.Крейри Я боюсь.-СПб, 1995.
17. Э.Крейри Я сержусь.-СПб, 1995.
18. Э.Крейри Я волнуюсь.-СПб, 1995.
19.Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития
дошкольноков// Воспитатель ДОУ,2013, №9.
20. Никитина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории.-СПб,
2012г.
21.Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006. 9
22.Постоева Л.Д.,.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для
детей 4-6 лет», «Книголюб», 2006.
23. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М.: ИЦ Академия, 2012.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. htt://www.sadpictures.ru
2. htt://www.jlady.ru
3. htt://www.u-sovenka.ru
4. htt://www.vita-studia.com
5. htt://www. mc-art.ru
6. htt://www. sandpoject.ru
7.Издательский дом «Первое сентября» www.1september.r
8.Народная библиотека www.biglib.com.ru

Приложение 1.
Календарно-тематическое
дошкольниками 5-7 лет.
Тема занятия

планирование

Задачи

занятий

Содержание
занятия

Форма работы

условия
для ИКТ1.
Волшебство Создать
детей
со презентация
искусства
Sand знакомства
способом
рисования *Выполнение
Art
песком, показ песочной
анимации.
Показать
технику
закидывания.
Овладение
способами
рисования одним пальцем,
ознакомить с основными
приёмами
рисования
песком
(точки,
линии,
круги). Создание условий
для рисования контуров
различных изображений.

*
Самостоятельная
художественная
упражнений для деятельность на
развития мелкой песке ( световой
моторики
рук стол).
*Работа
за
световыми
столами

технику *Выполнение
Индивидуально2.
«Осенний Показать
насыпания, наброс песка. упражнений для групповая
вальс»
Создание
песочных
образов(плодовые деревья
и
кустарники
(рябина,
калина, облепиха)

способы
3. «Вот так, чудо! Показать
рисования
несколькими
Рисуем
пальцами
симметрично
волшебные
(клетка для льва, узор,
картинки»
снежинки, вертикаль и
диагональ и.д.)

развития мелкой
моторики
рук
*Работа
за
световыми
столами

*Выполнение
Индивидуальноупражнений для групповая
развития мелкой
моторики
рук
*Работа
за
световыми
столами

способы *Выполнение
Индивидуально4. «Мой город» , Показать
кулачком упражнений для групповая
«Зимние узоры», рисования
(высотные дома, рисование развития мелкой
«Зимний лес»
одним
пальцем
телевизионные антенны),
(сугробы,
снеговик),
несколькими
пальцами
одновременно (снег идет,
снежинки),
показать

с

моторики
*Работа
световыми
столами

рук
за

способы
рисования
на
песке
дополнительными
инструментов
(рисуем
тонкой палочкой елочные
украшения,
коробки
подарки).
Показать
способы
рисования
(вырезание,
расчищение),
рисование
несколькими
пальцами
одновременно (сосновая и
пихтовая веточка), показать
способ насыпания песка
щепоткой,
рисования
симметрично двумя руками
(морозные узоры)

5.
«Звуки
природы»«Букет
для
мамы»

Показать
способы
изменения образа путем
добавления
деталей
(бутоны
цветов,
дорисовываем
лепестки;
превращаем ромашки в
астры, астры в розы),
использования
дополнительных
инструментов
(орнамент
вазы)

6.
«Тайны Показать
рисования
космоса»

способы
- насыпание
песка
из
кулачка,
продолжать знакомство с
приемами использования
дополнительных
инструментов (рисуем фон
с помощью массажного
мячика)

*Выполнение
Индивидуальноупражнений для групповая
развития мелкой
моторики
рук
*Работа
за
световыми
столами

Выполнение
Индивидуальноупражнений для групповая
развития мелкой
моторики
рук
*Работа
за
световыми
столами

Индивидуально7.
«Морское Продолжать знакомство с *Выполнение
приемами
рисования упражнений для групповая
чудо»
симметрично
двумя развития мелкой
руками,
используя моторики
рук
дополнительные
*Работа
за
инструменты.
Техника световыми
процарапывания.
столами

8. Путешествие в Показать

технику *Выполнение

Индивидуально-

отпечатка. Использование упражнений для групповая
данной
техники
для развития мелкой
(радость, грусть, создания образов.
моторики
рук
*Работа
за
страх, злость)
световыми
столами

мир эмоций

технику *Рисование
Индивидуально9.
«Мой Показать
любимый герой» вытирания для создания цветным песком групповая
образов.

10.
Итоговое
занятие
«Мир
песочной
фантазии»

на картоне

Показ детьми овладения Сюжетное
Индивидуальнотехниками рисования на рисование
по групповая
песке. Итоговая творческая выбору ребёнка.
работа

Приложение 2
2. Техника – Описание
Техника закидывания. Используется для создания темного фона на
большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми
движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего
вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От
амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок
распространяется по поверхности. При закидывании получаются
причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно
изображать небо, землю, море.
Техника засыпания. Используется для создания затемненных
поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие
переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его
над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно –
таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая
небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности,
аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте .От
продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень
темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники
получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания. Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим
вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой,
находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по
нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия
между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем
ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она
получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов
рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и
сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними,
меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.
Техника вытирания. Данный вид техники применяется для создания
светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем
нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и
немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении.
28Для получения небольших светлых пятен используем боковую
поверхность большого пальца.

Техника процарапывания. Итог процарапывания – создание
светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для
рисования используем подушечку пальца или ноготь.
Техника отпечатка. Помогает добиваться имитации различных фигур
и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно
использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно
использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.
Игры с кинетическим песком для детей
Кинетический песок - сыпучий материал, частички которого как бы
прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно.
Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или
пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то
же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом
руки чистыми и сухими.
Ожидаемый результат:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную
текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.
- Занятия
воображения.

в

песочнице

способствуют

развитию

творческого

- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на
эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к
концентрации внимания.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и
увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию
элементарных навыков общения.
Этапы работы:
I этап: Знакомство с песком.
*открыть упаковку * высыпать его в песочницу или на стол и просто
попробовать его на ощупь. На вид кинетический песок очень похож на
мокрый песок, но при этом на ощупь он абсолютно сухой.
*Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например
небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем

просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением
того, как фигура растекается по поверхности.
*Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.
Такие простые занятия с кинетическим песком отлично способствуют
релаксации.
II этап: играем с песком.
*Готовим печенья и кексики. Для этой игры вы можете использовать
различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и
даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть
формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.
*Ребенку предложить раскатать песок как тесто. *Раскатываем кинетический
песок скалкой. *При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной
формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек.
Тренируем навыки владения ножом. Пирог из кинетического песка
Из песка делаем «хлеб», «масло» или колбаски. * Вручить ребенку
пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить нарезать
хлеба или приготовить бутербродики. Продукты из кинетического песка
отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной
важной миссией.
Прятки. Дети очень любят играть в прятки и в этом плане
кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми
разных возрастов. Самые простые прятки — в песке можно спрятать
несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут
быть игрушки из киндера, детальки конструктора, фигурки от сортера,
пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть
найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное
количество игрушек. Играя в такую игру, будьте внимательны, не оставляйте
ребенка одного, чтобы он случайно не потянул в рот мелкие предметы и не
подавился!
Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не
просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру
или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а
из найденных букв слова. Вы задумываете слово, записываете его на
бумажке и предлагаете ребенку найти в куче кинетического песка нужные
буквы для составления слова
Пишем на песке. Эта игра также подходит для детей, которые учатся
считать, изучают алфавит или учатся читать и писать. Вы можете

тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые
примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры
палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит наверняка
эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом
Лепим из кинетического песка. Кинетический песок отлично подходит
для лепки фигур формочками. Строим замок из кинетического песка Вы
можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя
в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку слепить
буквы и цифры (для облечения задачи можно предварительно распечатать
трафареты на листе А4 или половины А4)
Изучаем формы при помощи кинетического песка
Угадай-ка. На кинетическом песке любой предмет или штампик
оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается
отличная развивающая игра.
Игры с кинетическим песком
*Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на
столе.
*Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с
ребенком в чем их отличие.
*Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке,
а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на
песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.
*Кто выше. У кинетического песка очень интересные свойства. С
одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны
как только давление сверху достигает определенного предельного веса —
строение рушится.
Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры.
Задача — построить башню как можно выше.
Строим высокую башню из кинетического песка. Можно выстраивать
башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из
шариков.
Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше
продержится.
Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы
построить башню как можно выше, из как можно большего количества
элементов.
Развитие ребенка

1. Играя с песком, который имеет своеобразную текстуру, ребенок
развивает свои тактильные ощущения;
2. Игры с песком развивают мелкую моторику ребенка, его пальчики и
ладошки;
3. Песочные игры способствуют развитию детской фантазии и
воображения;
4. Манипуляции с песком положительно влияют на эмоциональное
состояние ребенка - это один из любимых материалов детских психологов.
При этом возиться с песком полезно как для слишком активной детворы
(занятия с песком учат их сосредоточиться), так и для скованных
стеснительных малышей (игра с песком помогает им расслабиться,
раскрепоститься);
5. Даже «одиночная» игра с песком приносит ребенку удовольствие, а
если играет сразу несколько малышей, то попутно они учатся общаться
между собой и работать «в команде»;
6. Наконец, занятия с песком дают возможность «отдохнуть» маме с
папой - ребенок может возиться с этой универсальной не надоедающей
игрушкой часами, придумывая все новые и новые развлечения.
KineticSand - это привычный для нас сыпучий материал, частички
которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень
удобно и приятно. Это намного интереснее, чем возиться с обычным песком,
глиной или пластилином. Kinetic Sand похож на мокрый пляжный песок, но в
то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом
руки чистыми и сухими.
Преимущества KineticSand
1. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается
даже если попадет на ковер.
2. В песке есть секретная магическая добавка, которая: не дает песку
рассыпаться; не дает песку засыхать; не дает песку липнуть к рукам и другим
поверхностям; оставляет все поверхности совершенно чистыми; создает
неблагоприятную среду для размножения бактерий. Эта добавка абсолютно
безопасна и нетоксична, она содержится в предельно малом количестве – в 1
кг песка ее всего 20 грамм.
3. В зависимости от партии песок может быть более крупной или более
мелкой фракции, но в целом он как песок в песочнице, разница лишь в том,
что он очищен и отсортирован по фракции. Цвет песка тоже натуральный.

4. Свойства, срок годности, условия хранения. Кинетический песок не
теряет своих свойств. Если его намочить, ничего не произойдет, после сушки
он опять станет прежним. Его можно промывать при необходимости. Вы
можете хранить песок как вам удобно, мы рекомендуем пластиковые
контейнеры с крышкой, что бы смесь ни пылилась.
5. Отличный вариант для игры дома, когда погодные условия уже не
позволяют играть с песком на улице!
6. Продажа в нашей упаковке (пакет с застежкой), для удешевления
расфасовываем с упаковки 5 кг.
7. Имеются европейские сертификаты безопасности. Остерегайтесь
подделок!!!
8. Кинетический песок на 100% нетоксичен и безопасен для детейаллергиков (не содержит глютена и казеина).
9. Рекомендованный возраст от 3х лет!

Приложение 3
Упражнения для развития мелкой моторики "Гроза".
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой
руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
следует показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней.

(постучать по столу всеми пальцами обеих
рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной
стороной; махать пальцами, сжатыми
вместе)

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать
пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

указательный и средний пальцы обеих рук
бегают по столу, изображая человечков;
остальные пальцы прижаты к ладони)

по

столу

всеми

В небе молния сверкает, Гром все небо (нарисовать пальцем в воздухе молнию)
(барабанить кулаками, а затем похлопать в
разрывает.
ладоши)
А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!

поднять обе руки вверх с разомкнутыми
пальцами)

"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне,

(сжимают и разжимают кулачки)

Во зеленой во стране,

(показывают ладошками "горшочки")

В расписных горшочках

(поднимают ладошки вверх вертикально)

Подросли цветочки. Вот розан, герань, (загибают пальчики
толстянка, Колких кактусов семья.
начиная с большого)
Их польем мы спозаранку,
Я и все мои друзья!

на

обеих

(поливают из воображаемой лейки)
(складывают ладони обеих рук)

руках,

"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон, - Колокольчик звенит.

(пошевелить пальчиками обеих рук)

- Ля-ля-ля, - Что-то он говорит.

(поднести указательные пальцы обеих рук
ко рту)

Динь-динь-динь, - Наклоняет головку.

(опустить ладошки вниз)

Бом-бом-бом, - Растрепал всю прическу.

(провести ладошками по волосам)

(Дзынь-дзынь-дзынь,
улыбнулся
Наконец-то проснулся.

-

Солнцу

он (улыбнуться и похлопать в ладоши)
(постучать пальцами одной руки о пальцы
другой)

Развивающие кинезиологические упражнения "Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,
средний и т. д.
Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в
обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем
вместе. "Кулак - ребро - ладонь" Ребенку показывают три положения руки на
плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на
плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,
распрямленная ладонь на плоскости стола.
Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в
течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала
правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении
программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог
предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"),
произносимыми вслух или про себя.

"Зеркальное рисование"
Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и
рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки,

буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются
глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется,
заметно повышается эффективность работы мозга.
"Ухо - нос"
Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой
рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо.
Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук
"с точностью до наоборот".
Упражнение повторяется несколько раз.
"Горизонтальная восьмерка"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной
плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем
обеими руками одновременно.
"Симметричные рисунки"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками
одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.
"Медвежьи покачивания"
Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону,
подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.
"Снеговик"
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить,
что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть
напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и
снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются
плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на
пол и лежат.

"Накачаем мышцы"
Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук,
постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной
усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики"
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону,
вращения.
"Рожицы"
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя
мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ
трубочкой, открывание рта.
"Жонглер"
Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой
ладони, а затем между пальцами.
"Водный велосипед"
Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга,
касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные
езде на велосипеде.
"Пианист"
Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его
прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично
поднимать пальцы по одному и называть их.
Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы
Игра "Тень"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади.
Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все
действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется
за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра "Запретный номер"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить.
Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в
ладоши.
Игра "Вот он какой"!

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности.
Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о
размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой,
заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"
Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и
умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый
ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться,
как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние
которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со
сказанным, дополняет.
Упражнение "Мое настроение"
Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое
настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать
остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с
каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и
желания дошкольника.
Упражнение "Общение в паре"
Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети
разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о
чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая,
ребенок должен попытаться описать свои ощущения.
Упражнение "Сидящий - стоящий"
Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок,
стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или
составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом,
сердито, спокойно.
Упражнение "Исследование лица"
Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в
две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают
глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к
первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы
подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды
нельзя.
Упражнение "Зеркало"

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать
чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят
друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой
его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в
жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть,
радость, страх, боль, отвращение и т. д.
Упражнения "Животные"
Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает
детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя,
медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.
Упражнение "Танец под музыку"
Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в
себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается
музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут
танцевать, стоя на месте.
Упражнение "Рисование на спине"
Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети
разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого
геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и
т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.
Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики с использованием
песка ( по методики О.Н. Никитиной)
Упражнение 1. « Нити» Дети набирают песок в кулачки, поднимают
руки над столом и, раскачивая вправо и влево, слегка расслабляют кулачок,
постепенно засыпают стол песком. Поглядите, поглядите, Потянулись с неба
нити. Что за тоненькая нить, Хочет землю с небом сшить? Не ответишь,
подождём, Отгадаешь под дождём! Высыпав весь песок из кулачка, дети
расслабляют и встряхивают кисти рук.
Упражнение 2 «Круг»; упражнение 3 «Волна»; упражнение 4
«Расчёски»; упражнение 5 «Пианист»; упражнение 6 «Спиральки»;
упражнение 7 «Пузырьки».
Упражнения на развитие эмпатии
Упражнение 8 «Рисуем погоду»

Упражнения на развитие воображения, фантазии, внимания и
наблюдательности.
Упражнение 9 « Следы»; упражнение 10 «Угадай кто это?»;
упражнения 11 «Вырезание»; упражнение 12 « Игра» .
Развитие социальных навыков.
Работа с песком открывает перспективы для увлекательной и
творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в
одиночку. Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал свой рабочий материал
и чтобы выбранный материал подходил к игровым приемам ребенка. С
помощью песка дети активно проявляют свои творческие способности,
восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от
работы. Развитие тонкой и общей моторики у ребенка. Дети с проблемами
кинестетического характера испытывают затруднения с движением и с
ориентацией в пространстве. Такие дети могут иметь искаженное
представление о своем теле и о положении его или его частей в пространстве.
Из-за подобных нарушений не только движения, но и восприятие
детей, их тонкая и общая моторика часто бывают недостаточно развиты.
Дети не могут объективно рассчитать на свои усилия, они испытывают
трудности при освоении сложных движений (например, при обучении
письму или рисованию). Работа с песком помогает ребёнку восстановить
утраченные нарушения в восприятии движений, тактильных ощущений,
активизировать работу мелких мышц рук и фалангов пальце, что напрямую
связано с мышлением и речью. Эмоциональное самовыражение с помощью
песка. Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального
комфорта. Созданное из песка творческий продукт пробуждает гораздо более
сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение.
Разнообразные детские впечатления находят свое материальное
выражение на доступном для них языке во время игр с песком. Дети часто
выбирают для такой игры одни и те же объекты и аналогичные способы
работы. Привычная обстановка дает детям ощущение безопасности и
удобства, побуждает их к действию и помогает преодолеть внутренние
страхи. А ощущение внутренней безопасности и умиротворенности может
пробудить новые движущие силы для игры. Дети играют сосредоточенно и
усердно и бывают так поглощены игрой в песок, что совершенно забывают и
о времени, и о том, где они находятся.

Развитие восприятия
Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие:
дети исследуют песок, ощущая тепло или холод. Тактильное восприятие
развивается в процессе совершения последовательных движений различными
частями тела. В суставах, мышцах, сухожилиях и в среднем ухе (которое
ответственно за чувство равновесия) имеются соответствующие рецепторы.
Легкие прикосновения воспринимаются как бы «с усилением».
Регулярные
занятия
с
песком
внимательности и сосредоточенности.

способствуют

повышению

Приложение 4
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»
Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди
делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на
песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я
чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие
песчинки. А что чувствуешь ты?” Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания
Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше
ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда,
если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои
ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои
ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не
совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои
ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он
стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А
тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их
изменить.
Может подвигать руками? - “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя
зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней
всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство
узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево,
ежик и пр.),
- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и
левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем
- безымянным, большим, и наконец -мизинчиком). - далее, можно группировать пальцы
по-два, по три, по-четыре, попять.
Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе
пофантазировать: чьи они? - “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино
или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие
движения “вверх- вниз”.

Приложение 5
Содержание занятий
Занятие 1.
1.Знакомство с песком.
«Здравствуй песок!»
Педагог предлагает ребёнку различными способами дотрагиваться до песка.
Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, а затем тыльной
стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий)
Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!»
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Давай его погладим между ладонями.
Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьми его в
кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. Здравствуй, песок!
А теперь будем вместе рисовать. Психолог знакомит ребёнка с различными
способами засыпки светового стола и способами песочного рисования: по
песку, на песке.
2.Упражнение: «Нити»
Ребёнок набирает песок в кулачки, поднимает руки над столом и, раскачивая
вправо влево, слегка расслабляя кулачок, постепенно засыпает стол песком.
Психолог демонстрирует выполнение упражнения.
3.Упражнение «Дорожка»
Провести пальцами по песку волнистую линию. Затем двумя руками нарисовать
различные дорожки.
4.Упражнение «Радуга»
Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить
солнце.
Обсуждение эмоционального состояния ребёнка. Трудности при рисовании на
песке. Что больше понравилось ребёнку? Что запомнилось?

Занятие 2.

1.Упражнение « Круг».
Ребёнок одним пальцем оставляет отпечаток на песке, делает капельку, затем с
помощью большого пальца выталкивает песок из середины круговым
движением. Поставив ладонь на ребро, продолжает всей кистью выполнять
круговые движения, постепенно увеличивая диаметр круга.
2.Упражнение « Волна»
Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставиться на ребро и одним
движением, на взмахе «пускается волна». В зависимости от амплитуды
движения, изменяется площадь покрытия песком. Ребёнку предлагается
проделать его сначала правой рукой, затем левой.
3.Упражнение «Путешествие в подводный мир»
Психолог предлагает ребёнку под музыкальное сопровождение самостоятельно
изобразить на песке «Подводный мир». Ребёнок самостоятельно рисует
подводный мир.
После - обсуждение готовой работы. Какие чувства испытывал при рисовании?
Какие чувства испытываешь сейчас, когда нарисовал? Гордишься своей
работой?
Занятие 3.
1.Упражнение «Следы» (Приложение №1)
Ребёнку предлагается внимательно присмотреться к своим рукам. Подумать
какие отпечатки ими можно оставить .Психолог показывает какие «следы»
можно оставить пальцами, щепотками, кулаками, всей кистью. Затем ребёнку
предлагается оставить свой след « ладошками» и пофантазировать на тему « Кто
может получиться из этих следов или что? (Приложение № 1)
2.Упражнение «Игра»
Психолог с закрытыми глазами рисует у себя на столе какую-нибудь закорючку
и задает вопрос:
-А на что похоже?
Двумя. Тремя движениями он пытается дорисовать ее до узнаваемого образа.
Тоже предлагается проделать ребёнку.
4.Упражнение «Шарик»
Психолог ребёнку говорит: представь, что наш живот- это воздушный шар.
Давай сделаем вдох носом - воздушный шарик надувается. Выдох- шарик
сдулся».

4.Упражнения по теме « Я горжусь» (см. методический источник « Я
горжусь» - Крейри Э.).Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение
ситуации и рисование ситуации на песке.
Занятие 4.
1.Упражнение «Цветок»
Психолог: «Давай сделаем глубокий вдох через нос (вдыхаем аромат цветка), а
затем продолжительный выдох через рот (сдуть одуванчик). Повторить 3-4 раза.
Занятие 4.
2.Упражнения на тему «Я волнуюсь» (см. методический источник « Я
волнуюсь» - Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение
ситуации и рисование ситуации на песке.
3. Упражнение «Апельсин»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в
стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился
апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок
(рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой
рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
4. Работа на световом песочном столе рисуем «Цветок»
Занятие 5.
1.Упражнение « Вырезание»
Ребёнок ставит ладонь на ребро и мизинец, как лопаткой по контуру обводит
изображение, «вырезает» его, убирает лишний песок.
2. Упражнение «Рисуем погоду»
Ребенку предлагают нарисовать свое настроение, отобразив его с помощью
погоды.
3.Упражнения на тему «Я сержусь» ( см. методический источник « Я
сержусь» - Крейри Э. ). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение
ситуации и рисование ситуации на песке.
4. Игра «Дотянись до звезд»
Эта игра представляет собой прекрасную комбинацию воображения и
физического действия. Она дает детям возможность расслабиться и набраться

оптимизма. Они могут здесь не просто потянуться физически, но и укрепить
свою уверенность в том, что они способны достигать цели.
Инструкция: Встаньте по удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких
вдоха и выдоха...
Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на
какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей
мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд)
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды.
Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду.
Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную
корзинку. Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно
продолжить дальше.
Занятие 6.
1.Упражнения на тему «Я расстраиваюсь» (см. методический источник « Я
расстраиваюсь» - Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком.
Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке.
2. Упражнение «Апельсин» (см. занятие 4).
3. Упражнение «Черепаха»
Упражнение делается лёжа, лучше на боку или животе. Попросите ребёнка
представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на жёлтом песочке
(или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря – по
желанию ребёнка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки
расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла
солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и
шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая её и изображая
тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки, ноги, как бы втягивая их под
панцирь, 5 – 10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь
стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и её шея, ручки, ножки стали
тёплыми и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.)
4.Упражнение «Узоры на песке». (Приложение №3)
Психолог: «Я надеюсь, что ты хорошо рисуешь. Я предлагаю рисовать
необычным способом: на песке пальцами, руками, локтями. Давай нарисуем
красивые узоры на песке, а потом придумаем про них историю. Посмотри,
какие узоры можно нарисовать. Психолог рисует простые/сложные узоры
(прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки и др.)

Занятие 7.
1.Упражнения на тему «Я злюсь» » (см. методический источник «Я злюсь » Крейри Э.). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и
рисование ситуации на песке.
2. Упражнение «Апельсин»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в
стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился
апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок
(рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой
рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

3. Упражнение «Воздушный шар»
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представь,
что ты — большой воздушный шар, наполненный воздухом. (Постой в такой
позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела.) Затем представьте себе, что в
шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух,
одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи,
корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте
упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.

Занятие 8.
1.Упражнения на тему «Я боюсь» » ( см. методический источник «Я боюсь» Крейри Э. ). Совместное чтение психолога с ребёнком. Обсуждение ситуации и
рисование ситуации на песке.
2.Упражнение « Исцеляющие силы песка»
Ребёнку предлагается на выбор несколько музыкальных произведений (звуки
природы или классические произведения разных темпов - быстрый и
медленный). Ребёнок сам выбирает ему понравившуюся музыку. И
самостоятельно на песочном столе рисует то, что хочется ему. Обсуждение
песочной картины вместе с ребёнком.
3.Упражнение «Покажем. Как мы выросли». Обсуждение результатов методом
незаконченных предложений: «Я научился…». «Я знаю…», «Когда мне трудно,
я могу…».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 21.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34342)4-78-43, 8 (34342) 6-86-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».