Пластилиновая сказка

1

Паспорт программы
Полное наименование
программы

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ СКАЗКА»

Руководитель

МБДОУ «Детский сад № 2 « Красная шапочка»
Сорокина Татьяна Юрьевна

Организация исполнителя

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 2
«Красная шапочка» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию детей»

Адрес организации исполнителя

624203, Свердловская область, г. Лесной, ул.
Пушкина, 27А

Телефон

8(34342) 4-78-43; 8(34342) 6-86-03;

ФИО, должность составителя

Сапатова Ольга Вячеславовна

Целевая группа
Цель программы

Направленность

Дети дошкольного возраста
Создание условий для вовлечения дошкольников и
младших школьников в мир песочной фантазии,
овладение техникой рисования песком на световой
поверхности, овладение навыками саморегуляции и
стрессоустойчивости при работе с песком
Художественно - эстетическая

Вид программы

Составительская

Уровень реализации

Дополнительное образование

Уровень освоения

Общекультурный

Краткое содержание программы

Данная программа поможет ребенку развить
образное, пространственно-ориентационное
мышление, воплотить конкретную идею в
материальный объект
с применением творческой фантазии и конкретных
знаний законов построения моделей.

2

Структура программы
№ п/п
I
1.1
1.2.
1.3
1.4
1.5

Наименование раздела
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность программы
Цели и задачи Программы
Принципы построения программы
Ожидаемый результат по программе кружка «Пластилиновая сказка»

1.6.

Способы и приемы лепки.

1.7.
1.8.

Как правильно организовать рабочее место.
Смешивание пластилина.

II
2.1
2.2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план по блоку «Бросовый материал»
Тематическое планирование занятий

2.3.

Перспективный план работы кружка «Пластилиновая сказка»

III
3.1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Предметно-развивающая среда

3.2.
3.3.

Правила техники безопасности при работе с различными материалами и
инструментами
Организация предметно-пространственной среды

3.4

Кадровые условия реализации Программы

3.5

Режим дня и распорядок

IV

Список литературы

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
“Обучить творческому акту искусства нельзя,
но это не значит, что нельзя воспитателю
содействовать его образованию и проявлению”.
Л.С. Выготский

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает
художественно - эстетическое развитие, и обучение продуктивным видам
деятельности является одним из его направлений. При организации работы по
формированию художественных способностей дошкольников важно уделять
внимание

социально-эмоциональному

развитию,

не

ограничиваясь

только

передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать
проявление

детьми

самостоятельности

и

творчества

в

изобразительной

деятельности.
Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из
мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и
школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию
умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор,
содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
По своему содержанию занятия лепкой должны развивать художественный
вкус,

индивидуальность,

интуицию,

воспитывать

организованность,

дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение
планировать творческий процесс каждым участником кружка.
В работе программы использовалось 3 блока:
 Бросовый материал
 Пластилинография
 Тестопластика
Понятие пластилинография имеет два смысловых корня “графия” создать,
изобразить. Пластилин - материал, при помощи которого осуществляется замысел.
Принцип данной техники в том, что изображение получается полуобъемным с
рельефным изображением. Работа с пластилином доступна в любом дошкольном
возрасте. Работа по программе кружка ведется от простого к сложному. В среднем
4

дошкольном возрасте дети осваивают простые способы лепки, различные приемы
которые в дальнейшем помогут выполнять картины из пластилина. Дети
эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с
ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими как настоящий, если он вылеплен,
а не нарисован.
Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Детей
привлекает возможность слепить “настоящие” орешки и кормить ими белку.
Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых
ситуациях значительно обогащает жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок
занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем
активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Для старшего
дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке.
Игровой мотив в лепки - один из ведущих в деятельности дошкольника, и нужно
поддерживать

его,

чтобы

не

прекратился

процесс

творчества.

Тесто

-

единственный живой материал, который изменяет форму после прикосновения к
нему, слегка “подходит” и выравнивает форму вылепленной вещи.
Нормативно-правовая база.
•
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
•
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от
17.10.2013
№1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
•
Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
•

Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008

•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидимиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» от 15 мая 2013 года № 26ОБ.
•

Устав МБДОУ «Детский сад №2 «Красная шапочка».
5

1.2. Актуальность программы
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное
значение для психологического благополучия малыша.
…Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и
пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу,
позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином
привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная
дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот
материал для творчества.
Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и
воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,
необходимых для успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и
другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы,
развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его
многообразии
1.3.Цели и задачи программы
Программа дополнительного образования «Пластилиновая сказка»
предназначена для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Цель программы — развитие навыков и приёмов лепки у детей
дошкольного возраста через знакомство с разным материалом.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить разнообразным профессиональные приемам лепки.
2. Знакомить с историей народных художественных керамических промыслов.
3. Расширять кругозор; знакомить с образной стилизацией глиняных игрушек.
Развивающие:
1. Совершенствовать зрительное восприятие.
2. Развивать зрительно-моторную координацию.
3. Знакомить с образной стилизацией глиняных игрушек.
4. Развивать мелкую моторику; воображение.
Воспитательные:
6

1. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе сверстников.
1.4.

Принципы построения программы:



От простого к сложному.



Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.



Научность.



Доступность.



Системность знаний.



Воспитывающая и развивающая направленность.



Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.



Активность и самостоятельность.



Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Каждая встреча проходит в игровой ситуации. Занятия кружка проводятся 1 раз в
неделю. Один раз в год проводится развлечение для детей.
Работая по данной программе, для детей старшего дошкольного возраста
систематизирована работа по блокам:
Месяц

Блок 1
Бросовый материал

Блок 2
Пластилинография

Блок 3
Тестопластика

сентябрь 1занятие

1 занятие

1 занятия

октябрь

2 занятие

1 занятия

1 занятие

ноябрь

1 занятие

1 занятие

1 занятия

декабрь

1 занятия

1 занятие

1 занятие

январь

1 занятие

1 занятия

февраль

1занятия

1 занятие

1 занятие

март

1 занятие

1 занятия

1 занятия

апрель
май

итоговые тематические развлечения
8

7

6

7

1.5. Ожидаемый результат по программе кружка «Пластилиновая ворона»
- свободный выбор детьми старшего дошкольного возраста техники и материала
лепки;
- повышения уровня творческих способностей;
- лепить динамичные выразительные образы;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- развитие самоконтроля.

Подготовительная группа:

лепка с натуры;

лепка по представлению;

лепка из целого куска;

сглаживание поверхности формы;

устойчивость изделия;

выразительность образа;

динамика движения;

лепка из нескольких частей;

пропорции;

роспись;

налепы;

углубленный рельеф;

использование стеки.
В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3 раза в год.
Форма организации процесса обучения: группы формируются с учётом
возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений
воспитанников занятия организуются в изостудии. Обучение проводится по
подгруппам.
Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в
школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
1.6. Способы и приемы лепки.
Для того, чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо
обучиться определенным способам и приемам лепки. Существует несколько
способов лепки.

8

Конструктивный способ. Является наиболее простым. Образ создается из
отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Все детали
лепятся отдельно (туловище, голова, конечности) и соединяются вместе.
Скульптурный (или пластический) способ. Образ моделируется из целого куска
(без деления на части) с помощью разнообразных движений: оттягивание,
загибание,

скручивание,

придавливание,

прищипывание,

отрезание

или

процарапывание стекой (ножиком).
Комбинированный способ (скульптурный + конструктивный).Как правило, самые
крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются
отдельно и присоединяются к скульптурной форме.
Лепка по форме. Иногда банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных
полотенец служат прочной и удобной основой для лепки, а также позволяют
избежать лишней работы.
Модульная лепка. Образ создается из нескольких или многих одинаковых
элементов – модулей (комочков, шариков, столбиков и пр.)
Приемы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других
– пальцы.
При конструктивном способе лепки используются следующие приемы: открутить,
отщипнуть, разрезать стекой или ниткой. При пластическом способе: раскатать,
согнуть, скатать, вытянуть, расплющить.
Все перечисленные приемы применимы в работе с любыми пластическими мягкими материалами.

1.7.Как правильно организовать рабочее место.
Перед началом работы с пластилином необходимо подготовить рабочее место
ребенка, соблюдая при этом несколько простых правил:
 Лепить нужно на доске, положенной на стол, покрытый бумагой или
клеенкой, чтобы защитить его от случайного попадания пластилина;
 Рекомендуется положить под ноги ребенку старые газеты или клеенку, чтобы
не запачкать пол;
 Нельзя позволять детям размахивать стеками и бросаться ими друг в друга,
нельзя резко поворачиваться в сторону соседа по рабочему месту, если в
руках стек;
9

 Нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши и ковырять в зубах.
Ребенок должен хорошо видеть, что он делает, поэтому источник света лучше
расположить так, чтобы он освещал всю плоскость доски.
Нельзя позволять детям бросать, где попало кусочки пластилина, тем более брать
их в рот.
После занятий лепкой следует очистить рабочее место, вымыть руки и разложить
неиспользованные кусочки пластилина по коробочкам.
1.8. Смешивание пластилина.
Пластилин выпускается разнообразно окрашенным. Но можно еще больше
расширить цветовую гамму, смешивая пластилин разных цветов. Можно получить
заготовку оттенка одного из них или заготовку нового цвета (синий, + желтый –
зеленый, красный, + желтый – оранжевый, красный, + синий – пурпурный, белый,
+ красный – розовый

и другие). Пропорции для каждого цвета выбираются

отдельно. Для приготовления пластилина необходимого цвета надо взять кусочки
двух разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать из них один длинный валик.
Потом согнуть этот валик пополам. Получится новый, более толстый валик. Этот
валик необходимо раскатывать, сгибать и снова раскатывать до тех пор, пока не
получится валик однородного (без прожилок и пятен) цвета.
Смешивать три цвета сразу не рекомендуется.
Чтобы пластилиновые детали фигурок были однотонные, без пятен и полос
другого цвета, то перед раскатыванием очередного элемента необходимо
тщательно протирать дощечку.
Не мешает также внимательно осмотреть брусок пластилина перед работой и при
необходимости соскоблить с него частички постороннего цвета.
Спустя некоторое время могут появиться многоцветные куски, в которых будет
невозможно отделить цвета. Иногда это выглядит очень необычно и напоминает
мрамор. Такой пластилин можно использовать для лепки сказочных деревьев
(ствол, ветки) и других поделок.
Пропорции смешивания пластилина для получения необходимого цвета

10

ухов Артем
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план по блоку «Бросовый материал»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Темы
Дары осени
Скоро Новый год
Ранняя весна
Растения весной
Мамин день
День космонавтики
Весенние цветы

10.

Название работы
«Грибы»
«Весёлый колобок»

Количество часов
0,30
0,30

«Волшебные деревья».
«Слепи свой остров»
Парк Юрксокого
периода
Чудо остров
Неизвестная планета
Город весёлых
человечков
Итого:

0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
4 часа 0 минут

Учебный план по блоку «Пластилинография»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8

Темы
Дары осени
Животные
Скоро Новый год
Ранняя весна
Растения весной
Мамин день
День космонавтики
Весна
Итого

Название работы
«Цветы».
«Мой друг».
«Снежинка».
«Зимний пейзаж».
Верба
Декоративная тарелка
«Роза».
«Неизвестная планета»
Остров детства

Количество часов
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
4 часов 0 минут

Учебный план по блоку «Тестопластика»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6
7
8.

Темы
Дары осени
Животные
Скоро Новый год
Растения весной
Мамин день
День космонавтики
9 мая
Весенние цветы
Итого

Название работы
«Ягоды»
«Чудо-птица»
«Три поросёнка»
«Верба»
«Выросла репка»
«Фантастическое
животное»
«Цветок»
«Одуванчик»

Количество часов
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
4 часов 0 минут
11

2.2. Тематическое планирование занятий
Неделя
Занятие
Сентябрь

Октябрь

1-2

«Ягодка клубника» (О.А
Морозова с.6)

3-4.

«Цветы» (О.А Морозова
с.8)

1-2

«Грибы» (О.А Морозова
В.Кард; С.Петров)
«Волшебные деревья»
(береза, пальма, и т.п.),
(О.А.Морозова, В.Кард,
С.Петров), мастерилка
«Слепи свой остров»

2-3

Месяц

Неделя

Занятие

Задачи
1. Научить лепить основные формы
(шарик, яйцо, блинчик, капля, конус,
змейка, колбаска, цилиндр, коробочка,
лента) и уметь применять их в
дальнейшей работе.
2. Развивать интерес к лепке пластилином.
3. Научить пользоваться инструментами
для лепки (стеки, карандаши,
фломастеры, расчески и т.д.).
4. Учить, крепко скреплять детали между
собой.
1. Научить лепить разные деревья.
Продолжать учить пользоваться
инструментами для лепки. Скреплять
детали между собой.
2. Научить смешивать пластилин для
получения других оттенков.
3. Закреплять умение использовать разные
приемы в лепке.

Задачи

Выставка детских
работ.
Оформление
групповых комнат

Выставка детских
работ.
12

Ноябрь

1-2

3.4

Декабрь

1-2

3-4

Месяц

Неделя

Январь
2.
3-4

«Чудо-птицы»
«Курочка Ряба» (В.Кард,
С.Петров)
«Пернатые» (лебедь,
утка и др.), (Б.Рейд)
«Подводный мир»
(Б.Рейд
«Лепка+аппликация»,
«Мир увлечений»
«Подводный мир»
Коллективное
составление панно.
«Снежинка»
(рельеф на круге)
«Зимний пейзаж»

Занятие
Пес Артемон и его
друзья
«Три поросенка»

1. Научить лепить птиц, рыб.
2. Продолжить учить смешивать
пластилин для получения других
оттенков.
3. Учить создавать полуобъемную
картинку.
4. Закреплять прием-налеп.

Рассказать малышам
сказку «Курочку Ряба»
используя
пластилиновых
персонажей.

1. Продолжать учить создавать
полуобъемную картинку (рельеф).
2. Закреплять прием-налеп.
3. Учить детей лепить подделку используя
жгуты разной длины и формы
(длинные, короткие, волнистые).
4. Учить детей использовать стек для
разных приемов лепки – вдавливание,
разрезание, процарапывание.

Создание большой
морской картины или
панорамы.

Задачи
1. Закреплять умение лепить из целого
куска, правильно передавать
пропорции тела, придавать линиям

Украсить
коллективным панно
раздевалку группы 8

Украсить раздевалку
хороводом из
снежинок.

Выставка детских
работ
Выставка «Кошек» по
группам.
13

плавность, изящность.
2. Продолжать закреплять умение детей
скреплять детали с помощью
промазывания.
3. Учить изображать шерсть, с помощью
тонких предметов используя прием
процарапывание.
Февраль

1-2

«Веселый колобок»

3-4

«Выросла репка»

«Выставка собак « по
группам.
Сделать коллективное
панно для украшения
группы 7

Учить детей создавать пластилиновые
декорации, используя разные коробочки,
стаканчики и другие упаковки.
2 занятия
Побуждать к созданию динамичных
выразительных образов и коллективных
сюжетных композиций.

3.
Месяц
Март

Неделя

Занятие

1-2

Макет ландшафта «Парк
Юрского периода»

3-4

Динозавры Юрского
периода

Задачи
Продолжать учить детей создавать
пластилиновые декорации, используя разный
бросовый материал.
Учить использовать для приемов вдавливания и
разрезания разный бросовый материал.
(Колпачки фломастеров, зубочистки, пуговицы)

Выставка детских
работ.
Выставка «Сказочный
зоопарк»
Сделать коллективное
панно для украшения
группы к празднику 8
марта.

14

Апрель

1-2

3-4

«Чудо остров» (Лыковы
«Слепи свой остров»
«Фантастическое
животное» (Б.Рейд)

Продолжать учить детей лепить картины из
пластилина. Равномерно покрывать тонким
слоем пластилина картон для создания фона
(размазывать).

Путешествие по
островам. Выставка
для родителей
старшей группы

Учить оформлять свою картину в рамку.
Развивать фантазию, творческое мышление.

Месяц
Май

Неделя
1-2

3-4

Занятие

Задачи

Выставка детских
работ.

«Город веселых
человечков» (Б.Рейд)

Учить лепить объемные фигуры людей в разной
одежде, для устойчивости использовать
зубочистки и проволоку.

«Неизвестная планета»
(И.Лыкова)

Учить лепить машины разных моделей.

Автошоу.

Продолжать учить скреплять детали с помощью
зубочисток, спичек, или трубочек для коктейля.

Выставка портретов.

15

16

2.3. Перспективный план работы кружка «Пластилиновая сказка»
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Неделя
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.

Группа №
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8
Группа №7
Группа №8

Тема
«Ягодка клубника»
«Красивые цветы»
«Сказочные грибы»
«Волшебные деревья»
«Чудо – птицы»
«Подводное царство»
«Зимний пейзаж»
«Волшебная снежинка»
«Пес Артемон и его друзья»
«Три поросенка»
«Веселый колобок»
«Выросла репка»
Ландшафт парка Юрского периода
Динозавры
«Чудо остров»
«Город веселых человечков»
«Неизвестная планета»

17

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Предметно-развивающая среда
Стулья и столы.
Материал для работы с детьми
— Пластилин цветной.
— Стеки различной формы.
— Доска для пластилина.
— Прозрачная плотная пленка, пластик.
— Проволока, скрепки, зубочистки.
— Штампы: трубочки, гвозди, пуговицы, спички.
— Бросовый материал: бисер, бусины, разные семена, косточки от фруктов,
крупа, фольга, перья, цветные ленты.
— Коробки разных размеров: формочки, коробочки, пластиковые бутылки,
стаканчики, футляры от киндеряйца.
— Фоторамки разных размеров.
— Темперные маркеры разного диаметра.
— Салфетки бумажные, тканевые.
— Клеёнки.
— Цветной и белый картон.
Учебно-методическое обеспечение
— Телевизор.
— Магнитофон.
— Фотоаппарат.
— DVD плеер.
— Мельтимедийная установка.
— Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки.
— Атрибуты для игр.
— Видеокассеты и диски с познавательной информацией.
— Фотоальбомы.
— Художественная литература.

18

3.2. Правила техники безопасности при работе с различными материалами и
инструментами
Работай за своим рабочим местом.
Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и
положи его после выполненных действий.
Нельзя брать в рот мелкие детали.
Береги инструменты, экономь материалы.
Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

3.3. Организация предметно-пространственной среды
Для проведения данной образовательной услуги используется методический
кабинет, расположенный в здании 2 /ул. Пушкина 26А, развивающая среда
организуется непосредственно перед игрой-занятием, с внесением тематического и
игрового оснащения в соответствии с тематическим планом.
3.4 Кадровые условия реализации Программы
ФИО составителя

Сапатова Ольга Вячеславовна

Место работы

МБДОУ № 2 «Красная шапочка»
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому
развитию детей»
городской округ «Город Лесной»

Должность

Воспитатель

Образование

Среднее - специальное профессиональное
образование

Педагогический стаж

4 года

3.5 Режим дня и распорядок
Расписание игр-занятий составляется в соответствии с возрастом детей
дошкольного возраста.
19

Список литературы
1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.:
КАРО, 2007. - 96с.
2. Никитина А.В. Рисование верёвочкой.- Издательство: КАРО
ISBN 978-5-9925-0480-4; 2010 г
3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,
издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
4. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском
саду», под редакцией М.А. Васильевой.
5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 21.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(34342)4-78-43, 8 (34342) 6-86-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».