Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
№ 98/ОД от 25 августа 2023 г.
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 31 августа 2023 г.
Адаптированная образовательная программа
для детей с задержкой речевого развития,
обучающихся в подготовительной к школе группе
общеразвивающей направленности
на 2023-2024 учебный год
Лесной, 2023 г.
Содержание
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.2.
1.2.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
Целевой раздел ……………………………………………………………..
3
Пояснительная записка …………………………………………………...
3
Актуальность рабочей программы ………………………………………..
4
Цели и задачи рабочей программы …………………………………………
4
Принципы и подходы в организации коррекционно-развивающего
процесса ……………………………………………………………………...
6
Возрастные и индивидуальные детей ………………………………..
6
Планируемые
результаты
(целевые
ориентиры)
освоения
программы …………………………………………………………………..
7
Планируемые результаты (целевые ориентиры) на этапе завершения
освоения Программы ……………………………………………………….
7
Содержательный раздел ………………………………………………….
7
Особенности организации обучения и воспитания детей 6-7 лет с
ЗРР …………………………………………………………………………...
7
Перечень основных видов образовательной деятельности ...................... 11
Формы и методы работы в соответствии с ФГОС ДО ............................ 12
Учебный план........................................................................................................ 13
Взаимодействие с участниками образовательного процесса ...................... 13
Преемственность в планировании коррекционно-развивающего
процесса учителя-логопеда и воспитателя …………………………….
14
Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный
год ........................................................................................................................... 16
Содержание работы с родителями .................................................................. 16
Перспективное направление инновационной деятельности ....................... 17
Организационный раздел .................................................................................. 20
Организация развивающей предметно-пространственной среды .............. 20
Режим дня............................................................................................................. 22
Циклограмма работы учителя-логопеда с детьми, обучающимися
по АОП ДО для обучающихся с ЗРР, подготовительной к школе
группы общеразвивающей направленности .................................................... 23
Сетка индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с
детьми, обучающимися по АОП ДО для обучающихся с ЗПР,
подготовительной
к
школе
группы
общеразвивающей
23
направленности ……………………………………………………………
Список литературы............................................................................................. 23
Приложения.......................................................................................................... 25
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная программа разработана с учетом с федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с задержкой речевого развития (далее – АОП
ДО для обучающихся с ЗРР) МБДОУ «Детский сад № 2 «Красная шапочка» Рабочая
программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе подготовительной к
школе группе общеразвивающей направленности с 1 сентября по 31 мая.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72;
Конвенция о правах ребенка (1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 2 73-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Устав ДОУ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №
373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования";
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Данная рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную
модель для реализации коррекционнно-развивающего процесса. Целостность программы
обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ
(диагностического, коррекционного, развивающего и других), и позволяет осуществлять
комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья (задержку психического развития, умственную
отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения
развития).
Программа составлена на основе:
3
Парциальной программы Развитие речевого восприятия / И. А. Морозова, М. А.
Пушкарева;
Используются так же:
здоровьесберегающие технологии (су-джок терапия, психогимнастика Чистяковой
М.А.);
игровые технологии (метод наглядного моделирования, учебно-игровые
компьютерные программы, ТИКО-конструирование);
информационно-коммуникативные технологии;
технология проектного обучения;
личностно-ориентированные технологии.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать
оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и
развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальнокоммуникативное развитие.
Программа обеспечивает развитие и коррекцию нарушений обучающихся с ЗРР,
посещающих подготовительную к школе группу общеразвивающей направленности, с
учетом их возрастных и специфических особенностей в речевом развитии.
Программа реализуется в образовательной деятельности, в индивидуальной
коррекционно-развивающей работе и обеспечивает единство воспитательных, обучающих
и развивающих задач образования детей дошкольного возраста.
1.1.1 Актуальность рабочей программы
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из
приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы
раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей
обусловлена тем, что растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями
речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые
часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном
возрасте. Это обусловливает актуальность программы и необходимость ее внедрения в
практику образования. Рабочая программа разрабатывалась с учетом концептуальных
положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной
психологии. Она базируется на современных представлениях лингвистики о языке как
важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и
познания мира; на философской теории познания, теории речевой деятельности: о
взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности. В основе
программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к
многокомпонентной
структуре,
включающей
семантический,
синтаксический,
лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей
интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция
недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений,
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
1.1.2. Цели и задачи программы
Цель реализации Программы – обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
4
Задачи Программы:
Реализация содержания коррекционного раздела ОП ДО для обучающихся с ЗРР;
Коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
Охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работников, родителями (законными представителями), другими детьми;
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного начального
общего образования.
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать
оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и
развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальнокоммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с
возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая
деятельность.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой
носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми
упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является
приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического
развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки,
сформированные учителем-логопедом, занимаются коррекционно-развивающей работой,
участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей
программой, педагоги ДОУ, совместно с учителем-логопедом, решают следующие
задачи:
охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья
воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
речевом развитии воспитанников;
5
создание
атмосферы
эмоционального
комфорта, условий
для
самовыражения и саморазвития;
обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного,
художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье;
взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью
обеспечения полноценного развития воспитанников;
воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,
готовности к проявлению гуманного отношения;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения,
желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
учет государственной политики;
особенности контингента детей;
учет запроса родителей.
1.1.3. Принципы и подходы в организации коррекционно-развивающего процесса
1.
Поддержка разнообразия детства.
2.
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека.
3.
Позитивная социализация ребенка.
4.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников Организации и обучающихся.
5.
Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участников (субъектом) образовательных отношений.
6.
Сотрудничество Организации с семьёй.
7.
Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает
подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного
образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
посещающих подготовительную к школе группу комбинированной направленности
По заключению ПМПК подготовительную к школе группу общеразвивающей
направленности посещают 1 ребёнок с ЗРР.
Особенности речевого развития контингента детей с ЗРР
Возрастные особенности детей
Индивидуальные особенности
контингента детей
Особенности речевого развития детей с ЗРР 6-7 Нормативный уровень – 0 чел.;
лет обусловлены своеобразием их познавательной
деятельности и проявляются в следующем:
- отставание в овладении речью как средством общения и
всеми компонентами языка;
- низкая речевая активность;
- бедность, недифференцированность словаря;
- выраженные
недостатки грамматического строя
речи: словообразования, словоизменения, синтаксической
6
функциональный уровень – 0
чел;
стартовый уровень – 4 чел.
(100 %). Дети использует в
речи слова обиходно-бытовой
тематики,
нередко
системы языка;
- слабость словесной регуляции действий, трудности
вербализации и словесного отчета;
- неполноценность развернутых речевых высказываний;
- недостаточный уровень ориентировки в языковой
действительности, трудности осознании звуко-слогового
строения слова, состава предложения;
- недостатки устной речи и несформированность
функционального базиса письменной речи обусловливают
особые проблемы при овладении грамотой.
затрудняются объяснить их
значение.
В речи редко
употребляют
слова,
обозначающие признаки и
качества предметов, оценки
состояний. Допускает ошибки в
употреблении
синонимов,
антонимов, многозначных слов.
В речи использует стандартные
грамматические конструкции.
Имеют
недостатки
звукопроизношения.
Затрудняются в звуко-слоговом
анализе, не дифференцирует
понятия звук, слог, слово.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, результаты освоения
Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой
возрастной портрет ребенка на конец дошкольного детства. Целевые ориентиры
формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат
правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями Стандарта и представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
1.2.1. Планируемые результаты (целевые ориентиры) на этапе завершения
освоения Программы
Планируемые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы
сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной
портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства.
Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком
детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы
дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.
По окончании обучения по программе ребенок:
способен к построению речевого высказывания в ситуации общения;
осваивает основные лексико-грамматические средства языка;
может составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной
картинке;
осваивает звуко-слоговой анализ и синтез, соотносит звук и букву, осваивает
основы грамоты;
знаком с произведениями детской литературы; знает и умеет пересказывать
сказки, рассказывать стихи.
В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых
потребностей и возможностей здоровья детей содержание дифференцируется.
2. Содержательный раздел:
2.1. Особенности организации обучения и воспитания детей старшего
дошкольного возраста с ЗРР
Цель: Организация проведения коррекционно-образовательного процесса с детьми
с ЗРР по образовательному направлению «Речевое развитие» с интеграцией в
образовательный процесс задач образовательных направлений:
- физическое развитие;
7
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных направлений в логопедической работе
Образовательное
направление
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Художественноэстетическое развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
физическое
Задачи
Вид деятельности
Воспитывать активное произвольное
внимание к речи, совершенствовать
умение вслушиваться в обращенную
речь, понимать ее содержание, слышать
ошибки в своей и чужой речи.
Учить воспринимать предметы, их
свойства,
сравнивать
предметы,
подбирать группу предметов
по
заданному
признаку.
Продолжать
развивать мышление в упражнениях на
группировку
и
классификацию
предметов.
Развивать
зрительное
внимание и память в работе с
разрезными картинками и пазлами.
Совершенствовать
и
развивать
конструктивный праксис и мелкую
моторику в работе с разрезными
картинками, пазлами, дидактическими
игрушками, играми, в пальчиковой
гимнастике. Расширять представление
детей о труде взрослых, прививать
интерес к труду взрослых.
Развивать
умение
слышать
и
передавать
ритмический
рисунок.
Учить различать звучание нескольких
игрушек или детских музыкальных
инструментов, предметов заместителей;
громкие и тихие, высокие и низкие
звуки. Формировать прослеживающую
функцию глаза и пальца. Развивать
графомоторные навыки.
Развивать в игре коммуникативные
навыки. Совершенствовать навыки
игры
в
настольно-печатные
дидактические
игры,
учить
устанавливать и соблюдать правила в
игре. Развивать умение инсценировать
стихи, разыгрывать сценки. Прививать
желание поддерживать порядок на
своём рабочем
месте. Развивать
слуховое внимание и память при
восприятии неречевых звуков. Учить
соблюдать
технику
безопасности.
Совершенствовать
умение
«оречевлять» игровую ситуацию и на
этой
основе
развивать
коммуникативность речи.
Формировать правильную осанку при
Игровые ситуации
Мини-инсценировки
Автоматизация поставленных
звуков
8
- составление описательных
рассказов
- автоматизация поставленных
звуков
- дидактические игры на
развитие слухового и
зрительного восприятия
- игры с мозаикой, пазлами, с
мелкими предметами
- пальчиковая гимнастика
- дидактические
упражнения
- штриховка
игры
- настольно-печатные
дидактические игры,
театрализованные игры;
автоматизация поставленных
звуков в стихах, рассказах,
спонтанной речи
- беседа
- поручения
- игры с мелкими предметами
- пальчиковая гимнастика
и
развитие
посадке за столом. Расширять знания о
строении артикуляционного аппарата и
его функционировании.
- речь с движением
- физкультминутки
- беседа
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений
развития речи детей с ЗРР осуществляется по следующим направлениям работы:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
организационно-консультативное,
работа с родителями, информационно-просветительское.
Организация и содержание диагностического направления
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей в
рамках диагностики (мониторинга) достижения планируемых результатов освоения
программы дошкольного образования.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений за ребенком в
повседневной жизни, в процессе непосредственно образовательной и индивидуальной
работы с ним.
Диагностическая деятельность проводится три раза в течение учебного года:
сентябрь (определение исходного уровня);
январь (промежуточная диагностика, отслеживание динамики развития,
эффективности проводимой работы);
май (итоговая диагностика, мониторинг динамики развития, эффективности работы
за учебный год).
Результаты диагностики фиксируются в речевых картах (Приложение 1), в таблице
«Мониторинг достижения детьми планируемых результатов» (Приложение 2).
Модель организации диагностической деятельности
Диагностическая деятельность
Стартовое обследование
Промежуточное обследование
Итоговое обследование
Время проведения
01.09.2022 – 16.09.2022
09.01.2023 – 13.01.2023
18.05.2023 – 31.05.2023
Используемые диагностические комплекты
Специалист
Учительлогопед
Цель диагностики
Инструмент диагностики
Диагностика
Стимульный материал О. Б.
речевого развития
Иншаковой «Речевой альбом»
Мониторинг
Целевые ориентиры дошкольного
достижения детьми возраста, согласно АОП для
планируемых
обучающихся с ЗРР;
результатов
Время
проведения
сентябрь –
январь – май
январь – май
Организация и содержание коррекционно-развивающего направления
Система коррекционно-развивающей работы обеспечивает вариативность и
личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных
возможностей и потребностей детей.
Реализация содержания образовательной области осуществляется через
регламентируемые (логопедические занятия) и нерегламентируемые виды деятельности
(образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов).
9
При планировании занятий учитывается тематический принцип отбора материала,
с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный
минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тема
соотносится со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках
изучения каждой темы проводится работу по уточнению, обогащению и активизации
словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного
высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание
условий для практического применения формируемых знаний.
Достижение цели, решение поставленных задач осуществляется: учителемлогопедом, музыкальным руководителем и воспитателями на специальных
индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в
детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня). В подготовительной группе
комбинированной направленности непосредственно образовательная деятельность
осуществляется через подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с
задержкой психического развития. Закрепление материала производится в подгруппах (23 человека) в логопедическом кабинете или на вечерних занятиях воспитателя по заданию
логопеда. Систематически проводятся индивидуальные занятия с одним ребенком или 2-4
детьми, имеющими однородные формы речевой патологии.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей седьмого года
жизни является продолжение работы по развитию:
понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
произносительной стороны речи;
самостоятельной развернутой фразовой речи;
подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Учебный год делится на 3 периода:
I период: сентябрь – ноябрь;
II период: декабрь – февраль;
III период: март – май.
Также в последнюю декаду декабря организуются зимние каникулы.
Образовательная деятельность с детьми ориентирована на:
развитие речевого (фонематического) восприятия, на формирование звукового
анализа и синтеза, звукопроизношения;
развитие связной речи, обогащение словаря,
формирование грамматического
строя речи;
преодоление речевого негативизма;
развитие языкового чутья;
формирование элементарных общих речевых умений;
формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок –
ребенок» с использованием невербальных и вербальных (речевых) средств общения.
Основную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня
составляют индивидуальные занятия. Они направлены на осуществлении коррекции
индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития
воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой детей с
ЗПР.
При планировании индивидуальных занятий учитываются: возраст ребёнка,
структура речевого дефекта, психофизиологические качества, а также его индивидуальноличностные особенности. Количество индивидуальных занятий – 2 в неделю,
продолжительностью 15-20 минут.
10
Содержание работы с обучающимися с ЗПР подготовительной к школе группы
общеразвивающей направленности
Занятие
Развитие речи
(формирование
лексикограмматических
представлений и
связной речи)
Развитие речи
(обучение
грамоте)
Формирование
фонетической
стороны речи
Содержание работы
подготовка к овладению диалогической формой общения; усвоение навыка
составления короткого рассказа; составление разных типов предложений;
составление рассказов по картинке и серии картинок; составление рассказов
по теме с использованием ранее отработанных синтаксических
конструкций. Формирование лексико-грамматических представлений.
развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь,
понимание обобщающего значения слова; практическое усвоение
некоторых способов словообразования с использованием существительных,
прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с
разными приставками (на-, по -, вы-), усвоение форм словоизменения путем
практического овладения существительными единственного числа,
глаголами единственного и множественного числа настоящего и
прошедшего времени, существительными в родительном, винительном,
дательном и творительном падежах; расширение значения предлогов.
Формирование фонетической стороны речи:
закрепление правильного произношения звуков, уточненных или
исправленных на индивидуальных занятиях;
дальнейшее усвоение слоговой структуры слова доступного звукослогового состава;
формирования фонематического восприятия на основе четкого различения
звуков по признакам: глухость — звонкость, твердость — мягкость;
воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и
синтеза; дифференциация звуков по участию голоса, твердости — мягкости,
месту образования.
Первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя
комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию
произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие
фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Постановка, автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно
произносимых звуков.
2.2.
Перечень основных видов образовательной деятельности учителялогопеда
Согласно нормативам “Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи») следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и
увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима
дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной
нагрузки не должен превышать нормы рекомендованные СанПин. В соответствии СанПин
продолжительность занятий с детьми седьмого года жизни составляет 30 минут. С
обучающимися с ЗРР, подготовительную к школе группу общеразвивающей
направленности проводятся индивидуальные коррекционные занятия с логопедом 2 раза в
неделю, согласно графику занятий. Занятия проводятся логопедом после того, как
проходит обследование детей в начале года.
11
2.3. Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного
образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации
программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
Методы и приемы в работе учителя – логопеда/воспитателя.
Коррекционная
направленность
дошкольного
обучения
обеспечивается
максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности,
обучение дошкольников носит наглядно-действенный характер, все понятия ребенок
усваивает в процессе активной деятельности:
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, подвижные,
психологические, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры
имитационного характера;
•создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социальнонравственного содержания, ситуативные разговоры с детьми;
•оформление тематических выставок (по временам года, настроению и др.);
•викторины, сочинение загадок, рассказов;
•инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений,
развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
•рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к
знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов
(деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение
средств выразительности;
•продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к художественным
произведениям; творческие задания;
• упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса;
• музыкально-ритмические упражнения, хороводы;
•физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек,
народных песенок, считалок; игры и упражнения под музыку, игровые беседы с
элементами движений.
Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются
логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех
компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с ЗПР с
нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных
(подгрупповых) занятий; индивидуальных занятий. Фронтальная (подгрупповая)
логопедическая работа позволяет эффективно решать те задачи развития речи и
коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства
воспитанников с ЗПР. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп
работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. В
основе планирования лежат тематический и концентрический подходы.
Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным
характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные
линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а
также психических и психофизиологических функций.
Кроме фронтальных подгрупповых занятий проводятся индивидуальные занятия с
детьми с ЗПР, которые направлены на формирование артикуляционных укладов
нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и
восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексикограмматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов
звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми
12
особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка
звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном
формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных
артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой
структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического
восприятия.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников с ЗПР обеспечивает
выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии
познавательных психических процессов.
2.4. Учебный план
Учебный план учитывает в полном объеме возрастные психофизические
особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Направление
работы
Кол-во Количество Количество
занятий
занятий
занятий
в неделю
(часов) в
(часов) в
месяц
год
Форма
проведения
Дети 6-7 лет с задержкой психического развития
Коррекционно-педагогическая
помощь
2
8
72
Индивидуальные
занятия
2.5 .Взаимосвязь с участниками образовательного процесса
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за
счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении
образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов, создана
модель их взаимодействия:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и
педагогом-психологом изучают особенности психоречевого развития и освоения основной
общеобразовательной программы. Педагогическим коллективом группы обсуждаются
достижения и образовательные трудности детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ и
разрабатываются:
АОП ДО для обучающихся с ЗРР для образовательной организации;
Индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения для
обучающихся с ЗРР инклюзивно в группе общеразвивающей направленности.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и
интегрированные мероприятия.
4. Педагогический коллектив тесно взаимодействует с родителями воспитанников
(законных представителей).
Функции участников образовательного процесса
Учитель-логопед: подгрупповые коррекционные занятия, индивидуальные
коррекционные занятия.
Учитель-дефектолог: подгрупповые коррекционные занятия, индивидуальные
коррекционные занятия.
Воспитатель: фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с
применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность; игры, упражнения на
13
восприятие цвета и формы; беседы, ознакомление с произведениями художественной
литературы.
Педагог-психолог: индивидуально-подгрупповые коррекционные занятия с
применением дидактических игр и упражнений на развитие психологической базы речи,
развитие психических процессов, развитие слухового восприятия.
Музыкальный руководитель: музыкально-ритмические игры; упражнения на
развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие
выразительности мимики, жеста; игры-драматизации.
Инструктор по физической культуре: игры и упражнения на развитие общей,
мелкой моторики; упражнения на формирование правильного физиологического дыхания
и фонационного выдоха; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на
закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие
пространственной ориентации.
Родители: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
осуществление контроля над выполнением заданий и произношением ребенка;
выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Расширение сферы профессиональной компетентности педагогов, повышение их
квалификации в целях реализации АООП и АОП по работе с детьми с ЗПР
осуществляется через консультативно-просветительское и методическое направление,
которое отражено в годовом плане учителя-логопеда.
Для координирования работы с детьми разработана таблица взаимосвязи
специалистов дошкольного учреждения с воспитателями, которая заполняется один раз в
неделю учителем-логопедом совместно с учителем-дефектологом и педагогом психологом
ДОУ (в понедельник) и включает разнообразные игровые задания по теме недели, а также
предполагает обратную связь.
2.6 Преемственность в планировании коррекционно-развивающего процесса
логопеда и воспитателя
Залогом успеха в реализации основных направлений содержательной работы с
детьми с ЗРР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и
логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач
программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой
коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и преодоления
речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя
являются.
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты (старший
возраст).
4. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко
определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
Создание условий для проявления речевой
активности, преодоления речевого негативизма
Задачи, стоящие перед воспитателем
Создание
обстановки
эмоционального
благополучия детей в группе
14
Обследование
речи
детей,
психических
процессов, связанных с речью, двигательных
навыков
Заполнение
речевой
карты,
изучение
результатов обследования и определение
уровня речевого развития ребенка
Обсуждение
результатов
обследования.
Составление
психолого-педагогической
характеристики на детей.
Развитие слухового внимания детей и
сознательного восприятия речи
Развитие зрительной, слуховой, вербальной
памяти
Активизация словарного запаса, формирование
обобщающих понятий
Обследование
общего
развития
детей,
состояния их знаний и навыков по программе
предшествующей возрастной группы
Фиксирование
результатов
наблюдения,
изучение
их
с целью
перспективного
планирования коррекционной работы
Составление
психолого-педагогической
характеристики на детей.
Воспитание общего и речевого поведения
детей, включая работу по развитию слухового
внимания
Расширение кругозора детей
Уточнение
имеющегося
словаря
детей,
расширение пассивного словарного запаса, его
активизация по лексико-тематическим циклам
Развитие представлений детей о времени и
пространстве, форме, величине и цвете
предметов (сенсорное воспитание детей)
Развитие общей, мелкой и артикуляционной
моторики детей
Обучение детей процессам анализа, синтеза,
сравнения предметов по их составным частям,
признакам, действиям
Развитие подвижности речевого аппарата,
речевого дыхания работа по коррекции
звукопроизношения
Развитие фонематического восприятия детей
Подготовка
детей
к
предстоящему
логопедическому
занятию,
включая
выполнение
заданий и рекомендаций логопеда
Закрепление речевых навыков, усвоенных
детьми на логопедических занятиях
Обучение детей старшего возраста процессам
звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа
предложений
Развитие
восприятия
ритмико-слоговой
структуры слова
Формирование навыков словообразования и
словоизменения
Формирование предложений разных типов в
речи детей по моделям, демонстрации
действий, вопросам, по картине и по ситуации
Подготовка к овладению, а затем и овладение
диалогической формой общения
Развитие памяти детей путем заучивания
речевого материала разного вида
Закрепление навыков словообразования в
различных играх и в повседневной жизни
Контроль за речью детей по рекомендации
логопеда, тактичное исправление ошибок
Развитие диалогической речи детей через
использование подвижных, речевых, настольнопечатных
игр,
сюжетно-ролевых,
театрализованной
деятельности
детей,
поручений в соответствии с уровнем развития
детей
Развитие умения объединять предложения в Формирование навыка составления короткого
короткий
рассказ,
составлять
рассказы- рассказа, предваряя логопедическую работу в
описания, рассказы по картинкам, сериям этом направлении
картинок, пересказы на основе материала
занятий воспитателя.
Приоритеты учителя-логопеда
Приоритеты воспитателей
звукопроизношение;
моторный праксис;
фонематические процессы;
психологическая база речи;
обогащение и активизация словаря;
языковой анализ
15
2.7. Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Памятная дата/юбилейное
событие
3 декабря – «День
инвалидов»
21 февраля –
Международный день
родного языка
9 мая – День Победы
Мероприятие/проект
Просмотр и обсуждение
мультфильма «Цветиксемицветик»
Творческая мастерская
«Озорные буквы»
Конкурс чтецов
«Победный май»
Направление
воспитания/ценности
Духовно-нравственное
Познавательное
Трудовое
Эстетическое
Духовно-нравственное
Социальное
Патриотическое
2.8. Содержание работы с родителями
В условиях работы с детьми с ОВЗ перед педагогическим коллективом
встают новые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке
нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что многие
родители не знают закономерностей психического развития детей и часто
дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы
между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим
заболеванием. К тому же, по статистическим данным, среди родителей детей с
ОВЗ довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью.
Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная
работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в
процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь
ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко
организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Консультативная работа
обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми
нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
воспитанников.
Цель – оказание профессиональной помощи семье в воспитании детей, при этом,
не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных
функций. Основная задача в работе с родителями – помочь им стать заинтересованными,
активными и действенными участниками образовательного и коррекционноразвивающего процесса.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко
организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Используются следующие
формы работы логопеда с семьей:
o
педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух
направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
o
беседы и консультации, направлены в основном на семьи, не
справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией.
o
общие и групповые родительские собрания
o
наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических
выставок и т.д.
Задачи логопедической работы с родителями:
приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами
обучения и развития речи;
16
помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в
домашних условиях.
Информационное просвещение предполагает знакомство
с возрастными особенностями становления детской речи;
с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение включает в себя
обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с
ребенком-логопатом;
привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по
преодолению речевого дефекта у ребенка;
формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению
в школе.
Организация и содержание организационно-консультативного и информационнопросветительского направления работы отражены в «Годовом плане работы учителялогопеда» (Приложение 3).
2.9 . Перспективное направление инновационной деятельности
Перспективным направлением инновационной деятельности в работе дошкольного
учреждения является популяризация научных знаний среди детей.
Задачами данного направления являются:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержки научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
общества.
Коррекционная работа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста направлена
на формирование проектно-исследовательских умений и навыков, способность
предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте, овладение различными
способами решения поставленных задач, с использованием первоначальных навыков
компьютерной грамотности.
Один из основных подходов, связанных с применением информационных
компьютерных технологий в обучении и воспитании дошкольников предполагает
применение компьютера как средства интеллектуального развития дошкольника.
Основной
целью
этого
подхода
является
формирование
мотивационной,
интеллектуальной, операциональной и психологической готовности дошкольников к
использованию компьютера для решения задач своей деятельности. В рамках применения
компьютера как средства интеллектуального развития дошкольника создан
образовательный контент, который включает в себя следующие программные продукты:
- компьютерная игра «Играем и учимся» используется для развития
фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста; формирования
правильного произношения; обучения звуковому анализу и делению слов на слоги;
знакомства ребенка с миром животных, птиц, насекомых, растений и прочим; расширения
лексического запаса; закрепления обобщающих понятий; повышения учебной мотивации
на занятиях;
- интерактивный комплекс «Антошка» предназначен для подготовки детей к
обучению в начальной школе и предполагает его использование в обучении грамоте,
математике, играх для развития мелкой моторики, координации, внимания, зрительной
памяти, мышления;
17
- программно-дидактический комплекс «Логомер» построен на основе методик
обучения детей с отклонениями в речевом развитии Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;
используется для проведения диагностики и коррекции всех нарушенных компонентов
речи. Решение учебных и коррекционных задач с помощью ПДК «Логомер» встраивается
в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными
возможностями и потребностями детей.
Целью коррекционно-развивающей работы по популяризации научных знаний
является оптимизация коррекции речевого развития дошкольников с ОВЗ посредством
информационно-коммуникационных технологий.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1) формировать теоретическое, творческое и рефлексивное мышление детей,
2) повышать интеллектуально-творческое развитие дошкольников с ОВЗ;
3) расширять кругозор, развивать познавательные процессы у детей
4) адаптировать детей к современному миру, построенному на цифровых
технологиях.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования выделяют следующие дидактические принципы применения
информационно-образовательных технологий:
- принцип наглядности (интерактивной наглядности);
- принцип мультимедийности;
- принцип когнитивности коммуникации;
- принцип активизации познавательной деятельности;
- принцип межпредметных связей.
В ходе реализации данных задач, соблюдаются все технические и санитарногигиенические требования к организации всех видов деятельности. Реализация
содержания вариативной части осуществляется через регламентируемые (логопедические
занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов). При планировании занятий учитель-логопед
учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий.
Популяризация научных знаний проводится по следующим направлениям:
совершенствование лексико-грамматических представлений и развитие связной
речи;
совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте; расширение словарного
запаса;
исправление нарушенного звукопроизношения.
Программно-дидактический комплекс «Логомер» рассчитан на весь период
обучения во всех видах коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у
детей с ЗРР.
Интерактивный комплекс «Антошка»
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые
(диагностические) исследования «Результаты обследования речевого развития
обучающихся с ЗПР» (Приложение 4), «Уровень сформированности первоначальных
навыков компьютерной грамотности» (Приложение 5) два раза в год. Для диагностики
используют методики логопедического обследования Акименко В. М.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я
половина мая.
Планируемый результат – дети владеют начальными знаниями в области
компьютерной грамотности, умеют работать с интерактивной доской; активно применяют
термины и понятия компьютерных технологий в своей речи; сформированы проектноисследовательские умения и навыки; осознают поставленные цели, владеют различными
способами решения поставленных задач, способны предвосхитить результат, основываясь
18
на своём прошлом опыте. А также выработан навык поиска различных средств
достижения цели, умения работать в команде.
Методы и приемы в работе учителя-логопеда:
наглядный;
словесный;
практический;
интерактивное общение;
управление, экспериментирование;
проблемный;
беседы;
наблюдения;
создание проблемных ситуаций;
работа над проектами;
кружковая работа;
практическая работа на ПК, с интерактивной доской.
Обновление
содержания
Формы
работы с
детьми
Применение
инновационных
технологий, форм
и методов
работы:
- деятельностный
подход,
- наглядное
моделирование,
пиктограммы,
- технология
проектной
деятельности;
информационнокоммуникативны
е технологии:
программно дидактический
комплекс
«Логомер»,
«Играем и
учимся»,
«Учимся с
Логошей».
беседы,
наблюдени
я, создание
проблемны
х ситуаций,
работа над
проектами.
Практическ
ая работа
на ПК, с
интерактив
ной
доской.
Целевые ориентиры
на этапе завершения
дошкольного
образования
Дети
владеют
начальными
знаниями в области
компьютерной
грамотности,
применяют их на
практике,
умеют
работать
с
интерактивной
доской;
активно
применяют термины
и
понятия
компьютерных
технологий в своей
речи;
сформированы
проектноисследовательские
умения и навыки;
осознают
поставленные цели,
владеют различными
способами решения
поставленных задач,
способны
предвосхитить
результат,
основываясь на
своём прошлом
опыте. А также
выработан навык
поиска различных
19
Предметнопространственна
я среда ДОО
Создана
необходимая
предметноразвивающая
среда:
интерактивная
доска, ноутбуки
для детей,
программное
обеспечение для
ПК;
индивидуальные
микрофоны для
ПК; картотека
учебных
презентаций и
уроков для
интерактивной
доски
Взаимодействие с
родителями и
социальными
партнерами
Участие
родителей
в
совместной
проектной
деятельности,
- Приобщение
родителей к
реализации
тематических
недель;
- Просвещение и
консультирование
родителей по
вопросам
интеллектуальног
о развития детей;
- Популяризация
семейного опыта
развития детей;
- Организация
активных форм
работы с семьей
(мастер-классы,
тематические
акции, круглые
столы,
родительские
клубы и др.)
средств достижения
цели, умения
работать в команде.
Работа с родителями:
- проведение открытых мероприятий;
- разработка памяток и буклетов по основам компьютерной грамотности детей;
- консультации;
- осуществление контроля выполнения заданий;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда;
- участие родителей в совместной проектной деятельности;
- приобщение родителей к реализации тематических недель;
- популяризация семейного опыта развития детей;
- организация активных форм работы с семьей (мастер-классы, тематические акции,
круглые столы, родительские клубы и др.).
3. Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда
обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к
себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями
дошкольного обучения и образования и полностью соответствует требованиям программы
учреждения.
Предметно-пространственная среда выполняет образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции. При
создании развивающего пространства мы учитывали ведущую роль игровой деятельности
в развитии дошкольников
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
1) Для содержательного насыщения среды имеются: средства обучения (в том
числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь,
игровое и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активности детей, двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных
играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения;
2) РППС трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) В РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает
возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской
активности;
4) обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности, правила безопасного пользования
Интернетом;
6) все элементы развивающей среды эстетичны и привлекательны, способствуют
формированию основ эстетического вкуса ребенка.
20
Все воспитанники имеют возможность посещать в соответствии с учебным планом
кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинеты, музыкальный
зал, физкультурный зал.
В групповых помещениях представлены следующие развивающие центры и
уголки, имеющие необходимое оснащение:
центр экспериментирования;
центр формирования ЭМП и конструирования;
уголок природы;
центр патриотического воспитания;
театральный уголок;
центр физического развития;
книжный уголок;
центр развития и коррекции речи;
уголок ИЗО.
Логопункт учителя-логопеда поделен на следующие зоны:
зона развития артикуляционной моторики и речевого дыхания;
зона сенсомоторного развития;
зона релаксации и консультирования;
зона интерактивного обучения: интерактивная доска; ПК, ИК «Антошка»;
учебная зона.
Оснащение логопедического кабинета.
Логопедический кабинет ДОУ оснащен мебелью:
Столы для занятий по подгруппам – 2 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы –
2 шт.
Настенные зеркала 40x100 см на стойках для индивидуальной работы над
звукопроизношением – 1 шт.
Зеркала d15 см – 10 шт.
Столы возле настенных зеркал для индивидуальной работы с детьми – 2 шт.
Наборы логопедических зондов – 2 шт.
Массажеры для лица и языка – 2 шт.
Антисептические средства для обработки зондов.
Наглядный материал по развитию речи, систематизированный по разделам
программы.
Наглядный материал для обследования речи детей – 2 комплекта.
Учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями.
Альбомы для работы над звукопроизношением по группам часто нарушаемых
звуков.
Различные речевые игры в соответствии с программными требованиями.
Методическая литература.
Полотенца – 2 штуки.
Мыло жидкое с антисептиком – 1 флакон.
Бумажные салфетки.
Технические средства:
Интерактивная доска
Система звукозаписи и звуковоспроизведения (магнитофон).
21
Ноутбук (1 шт.).
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир).
Цифровые информационные носители (аудиокассеты, диски, флэш-карты):
o
«Веселый язычок»,
o
«Динамические упражнения»,
o
«Пальчиковая гимнастика»,
o
«Голоса птиц»,
o
«Звуки леса»,
o
«Уроки логопеда»
o
«Учимся говорить»,
o
«Уроки Бабы Яги»,
o
компьютерные игры творческой группы по использованию ИКТ с
дошкольниками,
o
компьютерные программы для коррекции речевого развития.
3.2. Режим дня
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливает необходимость
выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное
взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения
активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и
умственной работоспособности, а также эмоциональной активности в первой и во второй
половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при
выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей способствует их
гармоничному развитию. Объем образовательной нагрузки в течение недели
определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных учреждений.
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
Для детей 7-го года жизни – не более 30 мин.
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия с
целью
предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, в середине
занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.
Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.
В середине учебного года (декабрь-январь) для воспитанников организуются
каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетическиоздоровительного цикла, индивидуальные занятия со специалистами.
Индивидуальная работа учителя-логопеда проводится ежедневно за пределами
непосредственно образовательной деятельности. В ходе индивидуальных занятий
решаются задачи профилактики и коррекции нарушений речи у детей с ЗРР. Частота
проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий определяется
характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными
психофизическими особенностями детей, заболеваемостью детей.
В комбинированной направленности для детей с ЗРР со второй половины сентября
по первую половину мая проводится в неделю 2 подгрупповых коррекционных занятия
продолжительностью не более 30 минут каждое, что не превышает рекомендованную
22
СанПиН недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее двух раз в неделю занимается
индивидуально с логопедом и воспитателем не более 10 минут.
3.3. Циклограмма работы учителя-логопеда с детьми, обучающимися по АОП
ДО для обучающихся с ЗРР, подготовительной к школе группы общеразвивающей
направленности
Понедельник
10.15 – 10.25
Вторник
17.30 – 18.00
Среда
11.30 – 11.45
Четверг
15.00 – 15.20
17.30 – 18.00
08.00 – 12.00
Индивидуальное
коррекционно-развивающее
занятие
14.00 – 18.00
Консультации
для
родителей,
работа
с
документацией
08.00 – 12.00
Индивидуальное
коррекционно-развивающее
занятие:
14.00 – 18.00
Индивидуальное
коррекционно-развивающее
занятие:
Консультации для родителей
3.4. Сетка индивидуальной коррекционной работы с детьми, обучающимися по
АОП ДО для обучающихся с ЗРР, подготовительной к школе группы
общеразвивающей направленности
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Время
10.15 – 10.50
15.00 – 15.45
11.30 – 12.00
15.00 – 15.45
Направление деятельности
Индивидуальная коррекционная работа
Индивидуальная коррекционная работа
Индивидуальная коррекционная работа
Индивидуальная коррекционная работа
4.
Список литературы
1. Голубева, Г.Г. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
2.
Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова,
Е.А. Стребелева. – СПб.: Каро, 2008.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.:Владос,2003
5. Коробейников, И.А. Специальный стандарт образования – на пути к новым
возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического
развития / И.А. Коробейников // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 10-17.
6. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию
по картине / И.Н. Лебедева. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
7. Лопухина И. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.
Пособие для логопедов и родителей» - М.: Аквариум, 1995
8. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. Комплексно23
тематическое планирование. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 6 – 8 лет
9. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. — М.:
Школьная Пресса, 2004. / Под ред. С. Г. Шевченко
24