«Здоровый дошкольник: роль семьи и воспитателя в оздоровлении ребенка»

24.01.2023

Проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста является особенно актуальной в настоящее время. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Еще недостаточно сформированные физические навыки у дошкольников, при недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно приводят к ухудшению развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающую роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» 9п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Современная деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.

Основной задачей семьи и ДОУ является формирование у детей нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

·                 привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

·                 основы культурно-гигиенических навыков;

·                 элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

·                 понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

·                 умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работает наш детский сад в частности. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ.

 

Дети должны научиться:

·                            определять свое состояние и ощущения;

·                            понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

·                            выполнять гигиенические требования к телу, одежде;

·                            использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

В нашем детском саду существуют такие виды здоровьесберегающих технологий:

·                            медико-профuлактические;

·                            физкультурно-оздоровительные;

·                            технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Система оздоровительной работы в ДОУ:

·                            оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

·                            комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”,

·                            оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);Хочу такой сайт

·                            организация рационального питания;

·                            медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

·                            соблюдение требований СанПиНак организации педагогического процесса;

·                            комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Главным в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах:

·                            воспитания,

·                            оздоровления,

·                            распорядка дня,

·                            двигательной активности,

·                            культурно-гигиенических процедур,

·                            развития двигательных навыков.

Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах. Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни.

Важным условием успешной работы с семьёй является выдвижение первоочередных целей:

·                            Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровья сбережения.

·                            Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.

Эффективными формами работы с семьей являются:

·                            Индивидуальные беседы с родителями.

·                            Организация консультационной работы, с помощью которой родители приобретают практические навыки по вопросам оздоровления. Тематика их разнообразна: «Игровой самомассаж для детей», «Закаливание и здоровье», «Организация семейных прогулок» и т. д.

Популярной формой работы является наглядная агитация в уголке для родителей:«Культурно – гигиенические навыки в детском саду и дома», «Профилактика простудных заболеваний», «Как одеваться, чтобы не перегреваться»; информационные стенды «Растём здоровыми», информационные листки «Чистота – та же красота», ширмы «Закаливание детей в семье и дома», газета «В здоровом теле здоровый дух».

Большую воспитательную ценность имеют спортивные мероприятия проводимые совместно с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа – гордость моя» и т. д. Причём формы взаимодействия с семьёй могут быть различными. Это недели здоровья, спортивные праздники, туристические походы. Принимая участие в подобных мероприятиях родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Дети же получают огромную радость, видя, как их родители демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться. Семья получает заряд бодрости, хороший эмоциональный настрой, удовольствие от взаимного общения. Ведь не секрет, что очень важным фактором здоровья ребёнка является его эмоциональное благополучие и комфорт.

В настоящее время под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование ЗОЖ начинается уже в дошкольном образовательном учреждении. Вся жизнедеятельность ребёнка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются каждодневные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность педагогов и детей в течение дня.

Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа не только в дошкольном учреждении, но и, прежде всего, в семье.

 

VID-20230112-WA0011.mp4

новая(1).mp4

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».