Развивающее общение

27.11.2023

Конфликты – неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научились разрешать их в детстве, обуславливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни.

Педагоги детского сада применяют деструктивный способ разрешения конфликтной ситуации

• уход от ситуации;

• агрессивное разрешение;

• привлечение внешних средств.

Развивающее общение играет ведущую роль в развитии саморегуляции поведения, учит ребёнка самому решать свои проблемы, найти решение конфликтных ситуаций.

Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.

Во-вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведет к большей самостоятельности каждого отдельного ребенка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.

В-четвертых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ребенка растёт.

Педагоги  в своей работе опираются на психологов А. Фабер и Э. Мазлиш  которые предлагают следующее решение конфликта.

- педагоги  описывают то, что вы видят. Или просят самих детей рассказать, что происходит между ними.

- педагоги  описывают чувства, которые, по их мнению, испытывает ребенок Либо  спрашивают о чувствах непосредственно у детей. Концентрируя ребёнка на осмыслении чувств, мы выводим его из состояния эмоционального аффекта в более спокойное состояние, состояние размышления. Одно это значительно снижает накал страстей.Хочу такой сайт

Педагог принимает чувства ребенка. Сочувствует одному и другому.

Педагог просит детей озвучить свои позиции друг другу. Повторяет высказывания детей и уточняет, услышали ли стороны друг друга. Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами, напоминают правила, существующие в группе, в детском саду или обществе в целом.

Педагог оставляет детей одних, даёт им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих. Ключевые слова – «вместе» и «устроит обоих».  Добавляет, что когда ребята найдут такое решение, они могут подойти к нему и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет «коврик мира». Если конфликт произошёл из-за какого-то предмета, этот предмет на время поиска решения педагог убирает и кладёт на видно место, сказав, что вернете его сразу же, как только дети договорятся между собой.

Педагоги при реализации технологией «Развивающее общение»– соблюдают следующие принципы.

1. Принимать все чувства ребёнка.

2. Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.

3. Не принимать отдельные действия ребенка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых ( например: «Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…»).

4. Говорить ребенку о своих чувствах, используя «Я-сообщение».

5. Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. Постоянно в безличной форме к ним обращаться при решении конфликтных ситуаций. Например: «У нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот в нее и играет, сколько он захочет.

6. Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание: «Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!»

7. Не давать ребенку готовых рецептов, а говорить: «А как ты думаешь?.».

8. Постоянно поддерживать позитивную инициативу ребенка.

9. Стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».