Предметно-пространственная среда, доступная воспитанникам группы

08.12.2023

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда в нашем детском саду отвечает их интересам, развивает, даёт возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивает индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы  обеспечивает:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

 

Формируя развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада   ставим для себя следующие задачи:

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе, а также общее соответствие ППС группы требованиям ФГОС;

2. Реализация образовательной программы ДО  (отражение образовательных областей)

Оборудование групповых  пространств соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и способствует развитию игровой деятельности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, а игрушки обеспечивают максимальный для среднего возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных»  предметах интерьера преобладают спокойные светлые тона. Пространство группы оптимизированное. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.

Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера в групповых комнатах организованы уголоки природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие в элементарном труде, ухаживая за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.

В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри групп не пересекаются. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.Хочу такой сайт

Для реализации гендерного подхода в воспитании детей созданы отдельные уголки для мальчиков и девочек. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголках для девочек размещены такие игровые зоны как: «Парикмахерская»«Больница»«Семья».

Полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Возможность трансформирования предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Кроме того, предусмотрены специальные зоны развивающих и настольных игр, которые всегда находятся в свободной доступности для детей.

Благодаря насыщенности предметно-пространственной среды группы, детям представлено разнообразие тематики материалов и оборудования, что повышает активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В группах периодически сменяется игровой материал, появляются новые предметы, игрушки, оборудование, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Это обеспечивает  вариативность предметно - пространственной среды в группе.

Пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):

• уголок для сюжетно-ролевых и театрализованных игр;

• книжный  уголок,

• уголок настольно-печатных игр;

• уголок математических игр;

• уголок игр для развития речи;

• уголок природы;

• спортивный уголок;

• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);

• уголок конструктивной деятельности.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Большой плюс для  развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста  – присутствие интерактивной доски (4 группы) . Она является незаменимой помощницей при проведении образовательной деятельности. Дети с огромным интересом знакомятся с презентациями и познавательными мультфильмами различной тематики, представленными педагогами. Но самое любимое для них – это  развивающие интерактивные игры, проводимые в форме соревнований, нахождения соответствий, перетаскивания и др. Также моим дошколятам нравится рисовать на данной доске, объединяясь в небольшие подгруппы, они  раскрашивают шаблоны картинок и создают интересные коллективные рисунки.

В группах имеется магнитофоны. Педагогами создана электронная картотека аудиозаписей с классической музыкой, «Звуками природы», детскими песнями и сказками. При необходимости звуковое сопровождение включается  на занятиях, физкультурных минутках, при желании детей потанцевать. Особенно воспитанники любят послушать добрые аудио сказки перед сном в тихий час.

Создавая развивающую среду, мы стараемся  сделать её информативно богатой, обеспечить разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».