08.12.2023
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда в нашем детском саду отвечает их интересам, развивает, даёт возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивает индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Формируя развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада ставим для себя следующие задачи:
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе, а также общее соответствие ППС группы требованиям ФГОС;
2. Реализация образовательной программы ДО (отражение образовательных областей)
Оборудование групповых пространств соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и способствует развитию игровой деятельности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, а игрушки обеспечивают максимальный для среднего возраста развивающий эффект.
В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах интерьера преобладают спокойные светлые тона. Пространство группы оптимизированное. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.
Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера в групповых комнатах организованы уголоки природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие в элементарном труде, ухаживая за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.
В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри групп не пересекаются. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Для реализации гендерного подхода в воспитании детей созданы отдельные уголки для мальчиков и девочек. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголках для девочек размещены такие игровые зоны как: «Парикмахерская», «Больница», «Семья».
Полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Возможность трансформирования предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Кроме того, предусмотрены специальные зоны развивающих и настольных игр, которые всегда находятся в свободной доступности для детей.
Благодаря насыщенности предметно-пространственной среды группы, детям представлено разнообразие тематики материалов и оборудования, что повышает активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В группах периодически сменяется игровой материал, появляются новые предметы, игрушки, оборудование, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Это обеспечивает вариативность предметно - пространственной среды в группе.
Пространство групповых комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):
• уголок для сюжетно-ролевых и театрализованных игр;
• книжный уголок,
• уголок настольно-печатных игр;
• уголок математических игр;
• уголок игр для развития речи;
• уголок природы;
• спортивный уголок;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);
• уголок конструктивной деятельности.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Большой плюс для развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста – присутствие интерактивной доски (4 группы) . Она является незаменимой помощницей при проведении образовательной деятельности. Дети с огромным интересом знакомятся с презентациями и познавательными мультфильмами различной тематики, представленными педагогами. Но самое любимое для них – это развивающие интерактивные игры, проводимые в форме соревнований, нахождения соответствий, перетаскивания и др. Также моим дошколятам нравится рисовать на данной доске, объединяясь в небольшие подгруппы, они раскрашивают шаблоны картинок и создают интересные коллективные рисунки.
В группах имеется магнитофоны. Педагогами создана электронная картотека аудиозаписей с классической музыкой, «Звуками природы», детскими песнями и сказками. При необходимости звуковое сопровождение включается на занятиях, физкультурных минутках, при желании детей потанцевать. Особенно воспитанники любят послушать добрые аудио сказки перед сном в тихий час.
Создавая развивающую среду, мы стараемся сделать её информативно богатой, обеспечить разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.