08.12.2023
В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе - и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».
Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.
Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).
Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.
Третье - это рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления - это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».
Принципы управления:
Лояльность к работникам.
Ответственность как обязательное условие успешного управления.
Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.
Честность и доверие к людям.
Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.
Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.
К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители гибко и быстро реагируют на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находят способы выживания, стабилизации и развития.
Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.
Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).
К свойствам управления мы относим целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.
На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого - воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.
Основными задачами дошкольного учреждения являются:
- Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;
Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;
Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
Общее собрание трудового коллектива является одной из форм коллегиального управления Учреждения
- Педагогический совет - орган общественного управления дошкольным учреждением. Он действует в соответствии с Законом «Об образовании», Уставом дошкольного учреждения
- Родительский комитет является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения. одной из форм коллегиального управления Учреждения
Учреждение образования обязано:
Учреждение образования несет ответственность за:
несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;
нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: