Управление и развитие ДОУ

08.12.2023

В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе - и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.

Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Третье - это рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления - это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».


Принципы управления:

  1. Лояльность к работникам.

  2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.

  3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

  4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

  5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

  6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

  7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

  8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

  9. Честность и доверие к людям.

  10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

  11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

  12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители  гибко и быстро реагируют на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находят способы выживания, стабилизации и развития.

Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).

К свойствам управления мы  относим целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого - воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.Хочу такой сайт

Основными задачами дошкольного учреждения являются:

- Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

  • Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  • Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;

  • Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;

  • Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;

  • Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

  • Общее собрание трудового коллектива является одной из форм коллегиального управления Учреждения 

  • Педагогический совет - орган общественного управления дошкольным учреждением. Он действует в соответствии с Законом «Об образовании», Уставом дошкольного учреждения
  • Родительский комитет является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения.  одной из форм коллегиального управления Учреждения 
 

Учреждение образования обязано:

Учреждение образования несет ответственность за:

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

  2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.

  3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса.

  4. Руководители в своей работе используют разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».